На взгляд души

В Almaty Gallery состоялась выставка-продажа работ незрячих и слабовидящих художников

6 002

На выставке, которая носит название «Чувства за пределами видимости», экспонируется свыше 100 работ, каждая из которых – исповедь. Большинство произведений нельзя отнести к классической живописи – здесь не увидишь традиционных сюжетов и образов, зритель погружается в мир абстракции. В нем царят простые и сложные узоры, кружки, квадраты, параллельные и пересекающиеся линии. У представленных работ есть своя драматургия: темные тона символизируют мир, в котором существуют авторы картин, а разноцветными красками художники изобразили мир внешний, окружающий всех нас. Техника исполнения также необычна – художники рисовали подушечками пальцев, предварительно нанеся на них акварельную краску.
Работы создавались в течение нескольких недель незрячими алматинцами разных поколений, от совсем юных до пенсионеров. Авторы не занимаются живописью профессионально, рисование – это их средство душевного самовыражения.

6 001


Организован проект молодежной инициативной группой, творческий процесс курировала художник Лариса Арюткина. Рассуждая на тему художественных методов, которыми пользовались авторы картин, представленных в экспозиции, она отметила, что эти работы по стилистике напоминают произведения авангардистов минувшего века:
– Живопись Малевича и Кандинского тоже состоит из различных линий и геометрических фигур и направлена на подсознательное восприятие, так же и наши авторы путем наслоения красок попытались поговорить со зрителем о своих мыслях, чувствах, переживаниях.
По мнению Ларисы Арюткиной, такая творческая подача может быть не менее эффективной, чем язык традиционной живописи.
– Как показала история искусства, творческий метод авангардистов очень хорошо воспринимается зрителем, – сказала она.
Активист молодежной инициативной группы Динара Сапакова подчеркнула, что эти произведения необязательно понимать, их нужно чувствовать. И чтобы прочувствовать мир, в котором живут авторы картин, зрителям предложили пройтись по экспозиции с закрытыми глазами. Надев повязки на глаза, в сопровождении кураторов проекта гости выставки подходили к висевшим на стендах работам, картины можно было трогать руками. В доказательство того, что такой способ восприятия произведений изобразительного искусства не только возможен, но и эффективен, многие посетители, проводя рукой по шершавой поверхности картин, с удовольствием делились своими ощущениями. Также зрителям, пришедшим на выставку, предложили самим принять участие в мастер-классе Ларисы Арюткиной и порисовать в технике авторов экспозиции – подушечками пальцев. К слову, желающих оказалось много, по окончании мастер-класса гости делились впечатлениями. Звучали суждения о том, что рисование подушечками пальцев – хороший психологический тренинг, помогающий сделать более гармоничным психологическое состояние.
Работы, представленные на выставке «Чувства за пределами видимости», можно приобрести. Одна из главных целей проекта – сбор первоначального взноса для создания спортивного реабилитационного центра, где могли бы заниматься алматинцы с особыми потребностями. Партнером проекта выступает Паралимпийский комитет Алматы. В комитете отмечают, что алматинцы с особыми потребностями с удовольствием занимаются спортом. Динара Сапакова подчеркнула, что реализация проекта – еще один шаг к созданию равных инфраструктурных возможностей для всех горожан.
– Ни для кого не секрет, что порой люди с особыми потребностями ограничены в выборе работы, в коммуникациях. Сейчас городом делается многое для создания доступной среды, и мы своим проектом стремимся поддержать город в этой важной работе, – сказала она.
Творческий тренер Лариса Арюткина солидарна с этими суждениями.
Она отметила, что начинание инициативной группы – один из важных шагов к социальной адаптации людей с особыми потребностями.
– Проект очень увлек участников, в процессе работы можно было наблюдать, с каким воодушевлением они создавали свои произведения. Очень важно, что, погрузившись в творческий процесс, эти люди почувствовали себя нужными, – сказала в заключение художник-педагог.

6 003

 

6 004

 

6 005

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА