Наурыз: возвращение

Эра становления: шаги к независимости

4 01

Март 1991 года вошел в историю становления независимости Казахстана месяцем официального возрождения старинного праздника восточных народов Наурыз. 15 марта 1991 года Президент Нурсултан Назарбаев издал указ «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы», которым день весеннего равноденствия объявлялся выходным и торжественным.

Рискованный праздник
Наурыз – один из самых древних и почитаемых праздников, олицетворяющих непрерывную связь времен и поколений. Но это сегодня празднование Наурыза кажется естественным и всячески приветствуется в обществе и официальными властями. А в СССР он долго был под запретом. Сквозь пальцы тогдашняя власть смотрела на неформальное празднование Наурыза, равно как и Рамазан байрама, Масленицы, Рождества, Пасхи, Дня Ивана Купалы и других народных и религиозных праздников, а также на соблюдение старинных традиций и обрядов лишь среди «несознательных» беспартийных масс. Да и то если только праздник или ритуал происходили украдкой, в пределах круга семьи и родственников, дома или квартиры.
А для коммунистов, комсомольцев и даже пионеров (точнее, для их родителей) участие в подобных мероприятиях было небезопасным. Если информация об этом доходила до партийных, советских или так называемых компетентных органов, то член КПСС или ВЛКСМ рисковал быть сурово наказанным даже во времена горбачевской перестройки, не говоря уж о более ранних периодах.
Свидетелем таких гонений становился и автор этих строк. В 1988 году, когда он работал в Бурятии, ему пришлось увидеть своими глазами, как была исключена из партии и уволена с волчьим билетом секретарь Закаменского райкома КПСС, 40-летняя мать троих детей. Весь ее «грех» состоял в том, что после кончины родственника она, выполняя волю покойного, пригласила домой для обряда, аналогичного отпеванию у православных, местного шамана. После полугодовых мытарств в родной глубинке (Закаменский – один из отдаленных райнов Бурятской АССР на границе с Тувой и Монголией), чтобы как-то выживать, она была вынуждена уехать из Бурятии в Иркутск, где не без труда устроилась учителем средней школы, а воссоединилась с семьей лишь в начале 90-х...
Первая попытка
Примечательно, что попытка сохранить Наурыз как народный праздник предпринималась еще на заре советской власти. Доподлинно установить это удалось лишь в 2014 году после обнаружения в Жамбылском областном государственном архиве удивительного и, можно сказать, сенсационного документа. Изданный в Ташкенте и датированный 20 марта 1920 года, он гласил: «День 22 марта считать всенародным праздником «Начало весны – Науруз». День этот считать неприсутственным и занятий в правительственных учреждениях не производить, о чем и объявляется для сведения и немедленного исполнения».
Что же это за документ и кто тот смельчак, рискнувший 96 лет назад, в период тотального пересмотра и низвержения большевиками прежних порядков и всего уклада жизни, защитить народный Наурыз? Документ носил статус приказа, а подписал его не кто иной, как Турар Рыскулов, работавший в 1920 году председателем ЦИК Советов Туркестанской Советской Республики РСФ, человек удивительной и трагичной судьбы.

4 03
Его рекомендовал Ленину не только как талантливого интеллектуала, но и как человека твердого характера организатор установления советской власти в Средней Азии Михаил Фрунзе. В результате в 20-е годы Рыскулов занимал в этом обширном регионе целый ряд ответственных постов, в том числе руководил Мусульманским бюро Туркестанской Коммунистической партии. По его инициативе построена Туркестано-Сибирская железная дорога, начали формироваться индустриальные центры Казахстана, созданы первые в республике крупные заповедники.
Затем он был направлен полномочным представителем Коминтерна в Монголию, где по предложению Рыскулова столица этой страны была названа Улан-Батором (Красный Богатырь). С начала 30-х он семь лет работал в Москве заместителем председателя Совнаркома РСФСР.
В письмах Сталину в 1932–1933 годах Рыскулов открыто сообщал о неслыханном голоде во время коллективизации в Казахстане – джуте, унесшем жизни миллионов казахов и жителей других нацио­нальностей. Только после этих сигналов ЦК ВКП(б) оказал республике продовольственную помощь.
За свою принципиальность и прямоту суждений Рыскулов поплатился в разгар сталинских репрессий. Он был объявлен врагом народа и 10 февраля 1938 года расстрелян. В 1956 году он посмертно реабилитирован. Место захоронения Рыскулова в Подмосковье было установлено лишь в 2011 году благодаря изысканиям казахстанских кинодокументалистов, содействию ФСБ РФ и общества памяти «Мемориал».
А Наурыз, который пытался защитить Рыскулов, еще в 1926 году был объявлен большевиками анахронизмом и запрещен как «националистический и религиозный пережиток». И если празднование Нового года, отмененное в 1929-м году, было возобновлено в 1935-м, а с 1947-го 1 января стало в СССР выходным днем, то про Наурыз забыли на долгие десятилетия.
Импульс к возрождению
Мощный импульс в Казахстане получили рост национального самосознания и борьба за возрождение традиций, культуры и в целом жизненных интересов народа после избрания 22 июня 1989 года первым секретарем ЦК Компартии республики Нурсултана Назарбаева. Достаточно сказать, что буквально через пять дней после прихода к руководству республикой он принял группу активистов родившегося в феврале того же года общественного движения «Невада – Семипалатинск», имел с ними продолжительный разговор и разделил их цели и задачи.
Роль «Невады – Семипалатинска», поддержанного широкими массами не только в Казахстане, в антиядерной и антивоенной борьбе беспрецедентна и общеизвестна. Лишь в Казахстане под его антиядерным воззванием поставили подписи более двух миллионов жителей республики, а многотысячные митинги, марши мира и протеста проходили в Японии, США, России и других странах.
Деятельность движения уже в 1989 году привела к снижению количества взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне: из 18 запланированных было произведено лишь семь испытаний. По воспоминаниям одного из активных участников движения Каната Кабдрахманова, то был «невиданный дотоле всплеск народного энтузиазма, романтическое время, время надежды и веры в свои силы».
Важной вехой на пути к независимости стал также Закон «О языках в Казахской ССР», принятый 22 сентября 1989 года. «Язык – величайшее достояние и неотъемлемый признак нации, – говорилось в преамбуле документа. – С развитием языка, расширением его общественных функций непременно связан расцвет национальной культуры и будущее самой нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей».
Закон провозглашал государственным языком казахский, а русскому придал статус языка межнационального общения. Статья 3 закона утверждала, что «Статус казахского языка как государственного и статус русского языка как языка межнационального общения не препятствуют употреблению и развитию языков национальных групп, проживающих на территории Казахской ССР».
Закон также гарантировал «всем гражданам равную свободу выбора языка общественной деятельности и равную защиту национального достоинства каждого независимо от выбора языка жизнедеятельности» и требовал, чтобы использование гражданами прав и свобод в области языка не наносило ущерба интересам общества и государства, правам других граждан. Примечательно и то, что уже тогда закон содержал получившую впоследствии развитие норму о всестороннем развитии многоязычия.
Массовый подъём
В целом 1989–1991 годы стали в Казахстане периодом подъема массовых выступлений за восстановление исторической и социальной справедливости, усиления общественной активности населения на фоне растущей либерализации общества и потребности в реформах, возвращения к народным истокам.
В 1989 году зародились студенческое общество «Форум», движение «Желтоксан», историко-просветительское общество «Адилет» – «Справедливость», Общество защиты Иртыша и целый ряд других структур, членов которых объединяли гуманистические принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, защита природы. Тогда же возникают первые национально-культурные центры.
В течение 1990 года оформились гражданские движения «Азамат» и «Азат», а также партия национальной свободы «Алаш». Возникло межнациональное движение «Единство», объединявшее работников предприятий союзного подчинения, и прошел учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана (СДПК). В тот же период возникают Союз независимых студентов, Ассоциация молодых строителей, Лига женщин-мусульманок и многие другие.
Центром общественно-политической активности была столица Алма-Ата, но не стояла в стороне и провинция. Например, в Южно-Казахстанской области действовало общество «Саун», занимавшееся возрождением обычаев и традиций, очисткой и озеленением поселков и родников. В городе Темиртау – экологическая группа «Нура», изучавшая проблемы одноименной реки, на западе республики – группа «Кызыл балык», выступавшая за сохранение и рациональное использование природных ресурсов реки Урал и Прикаспийского бассейна, и общественное объединение «Нарын», по примеру «Невады – Семипалатинска» боровшееся за раскрытие правды о ядерных испытаниях. В Кокчетавской области – общество «Боровое», занимавшееся охраной экосистемы местной курортной зоны, в Джезказганской области – движение «Улытау», выступающее против строительства полигонов и других военных объектов.
В итоге к весне 1991 года в республике насчитывалось около 200 национально-культурных центров, а всего зарегистрированных и незарегистрированных общественных и политических сообществ, по разным оценкам, – от 700 до тысячи.

4 02

Международный статус
30 сентября 2009 года праздник предков Навруз был включен ЮНЕСКО в репрезентативный список нематериального мирового культурного наследия, став 77-м из них. А 23 февраля 2010 года по инициативе Азербайджана, Албании, Афганистана, Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Турции 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала 21 марта Международным днем Навруз.
В преамбуле ее резолюции говорилось, что Навруз (Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз), день весеннего равноденствия, отмечают как начало нового года более чем 300 миллионов жителей во всем мире. Он празднуется на протяжении трех тысяч лет на Балканах, в бассейне Черного моря, на Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в других регионах. «Навруз не только объединяет между собой страны, он напоминает нам о том, что мы должны дорожить нашей общей планетой», – отмечал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун по случаю первого международного празднования Навруза.
Кроме Наурыза, пожалуй, нет сегодня в Казахстане другого праздника, который бы, вернувшись из глубины веков, сразу стал горячо любимым в народе. Это связано с тем, что Наурыз не несет в себе каких-либо политических, идеологических, религиозных, расовых или национальных установок, что очень важно в наше время, когда эти факторы разъединяют человечество, создают множество барьеров между людьми, странами и цивилизациями.
Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Нурсултан Назарбаев, история возрожденного Наурыза – это история нашей независимости. Он стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Теперь он по праву считается интернациональным и играет большую роль в укреплении политической и социальной стабильности в обществе.
Андрей ЖДАНОВ