Новая эра такси

Бизнес Алматы: как это работает

15 001

Электронные такси, будучи неотъемлемым атрибутом умных городов, упростили жизнь и алматинцам. Глобальный сервис Uber месяц назад взорвал городской таксорынок: передвигаться по мегаполису стало комфортно, экономично и безопасно как никогда. О духе концепта Smart Almaty в миссии Uber и новых возможностях для безработных водителей рассказал региональный менеджер компании по СНГ Алексей Стах.

15 002

Услугами службы такси нового поколения пользуются жители более чем 500 городов в 70 странах. «Вечерка» уже рассказывала, что сервис Uber, вызывающий такси парой кликов на смартфоне, позволил навсегда забыть о звонках диспетчеру и беспокойстве за безопасность. Выгоду от электронного такси некоторые алматинцы подсчитали еще в зарубежных поездках, а теперь комфорт и надежность – с доставкой на дом. Перевернул hi-tech-продукт и алматинский рынок труда: по уровню дохода водительские вакансии встали в один ряд с самыми престижными позициями. Вникнув в простую суть бизнес-идеи, за своим рулем, уверяет Uber, вполне реально заработать до 600 тысяч тенге в месяц. Об этом уже рассказали 60 участникам первой презентации для безработных граждан, прошедшей при поддержке городского центра занятости. «Вечерка» детально разбиралась в бизнес-идеи, условиях и преимуществах работы в Uber.
– Алексей, с момента, как платформа Uber запустилась в 2009 году, вы растете феноменальными темпами. Почему зашли на наш рынок со столицы и что показал первый месяц работы в Алматы?
– В августе общее количество поездок по всему миру достигло двух миллиардов. Причем первый миллиард мы взяли в прошлом году в декабре. В отношении Казахстана мы очень впечатлены результатами. Для нас важно стартовать со столиц, к тому же в Астане мы вели всю работу с регуляторами, встречались с акиматами и министерствами. Алматинцы, так же как и жители столицы, приняли нас очень тепло. Только за первые недели от алматинцев поступило 73 тысячи заказов, а запускалось приложение 129 тысяч раз. Цифры оптимистичные, и это только начало. Кроме того, Uber – это новые возможности в трудоустройстве. В Лондоне мы имеем около 25 тысяч активных водителей, в Париже – более 17 тысяч. Из последних 40 процентов были безработными. Люди просто не знали, как существовать. Мы очень гордимся и думаем, что откроем достаточно много рабочих мест и в Казахстане.
Только за три недели нашего присутствия в мегаполисе более 100 водителей зарегистрировалось в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку нашими партнерами могут стать только ИП и юрлица. Чтобы облегчить процесс с бумагами, мы заключили партнерство с организацией, которая помогает бесплатно вести учет предпринимательской документации. Uber оказывает эффект на экономику любого города, где начинает работать. Такие платформы привносят инновации в любую страну.
– Каковы ваши планы в Алматы с точки зрения плотности покрытия? И насколько проект созвучен с концепцией – «Алматы – город для людей, а не для машин»?
– Сейчас важна не плотность. Главная наша цифра-ориентир, критерий – это среднее время подачи машины в городе. Пять минут – сегодняшний стандарт. В момент запуска среднее время было равным 4,7 минуты. Потом будут четыре минуты, затем – три. Пойдем на ускорение. Если раньше мы шутили, что вам достаточно нажать на кнопку смартфона, завязать шнурки, спуститься во двор, и все – машина подана, то сейчас даже на это времени нет.
Концепции мегаполиса, стремящегося вернуть улицы пешеходам, мы соответствуем полностью, потому как так же настроены уменьшить количество личного транспорта. Практика показала: в городах, где Uber набирает обороты, люди перестают пользоваться своим авто из-за дешевизны альтернативы, и избыточный транспорт уходит с дорог. Для Алматы это очень важно. В столицах Франции и Англии жители уже начинают отказываться от своих машин, потому что, по сути, авто – это неэффективный актив. Сегодня во всем мире насчитывается около одного миллиарда автомобилей. Мы провели исследование, показавшее, что 94 процента своего времени машины простаивают. Так берите свой актив и начинайте им пользоваться. Просто зарегистрируйтесь как ИП и отдавайте три процента с выручки – у вас очень комфортные налоговые условия для микропредпринимательства.
– Удается ли цифровому Uber очистить мегаполисы и от «бомбил», либо, напротив, частные извозчики агрессивно отстаивают клиента?
– Около пяти лет назад в России, когда среднее время подачи автомобиля официальной службой держалось в районе 40 минут или часа, на улицах было огромное количество нелегальных таксистов. А сегодня посмотрите на Москву: вероятность того, что, подняв руку, вы поймаете машину «от борта», крайне низкая. Цифровые платформы дали такие выгодные цены, каких нет на улице. Плюс мы добавляем безопасность и надежность. Я практически убежден, что через пять лет понятие «бомбилы» может вовсе исчезнуть.
Кстати, в Алматы я был несколько раз, и на выходе из аэропорта мы ставили эксперимент – ловили такси, не торгуясь. Так вот, за одну поездку водители просили какие-то сумасшедшие суммы. Как-то цена была 14 тысяч тенге, а рекорд наш – 25 тысяч! В следующий раз решили опробовать официальное такси, так водитель решил взять плату за двоих. А когда мы стали спорить, таксист дал понять, что никуда нас не повезет. Интересный опыт получился.
– Сейчас Uber принимает исключительно безналичную оплату, но далеко не все алматинцы привыкли расплачиваться картами. Планируете ли дать пассажирам выбор? Хотя, с другой стороны, это черная касса…
– Мы действительно стартовали с безналичных расчетов, ведь это чрезвычайно удобно – вам не нужно доставать кошелек. Но когда платформа начала масштабироваться, мы увидели, что какая-то часть населения не имеет карт. Уровень проникновения безналичных платежей разный. Первой страной, где мы предоставили возможность оплаты наличными, стал Азербайджан. Это решение дало огромный прирост новых клиентов. В России наличные деньги уже тестируются, в Казахстане этот вопрос тоже будет рассмотрен в ближайшее время. Но сначала опцию нужно обкатать, апробировать, потому как прозрачность на первом месте. Поездки за наличные также должны включаться в ведомости, подлежащие декларированию доходов.
– Платформа предлагает алматинцам и без того экономичные тарифы, а тут еще 50 процентов скидки до конца августа. Насколько реально зарабатывать при таких расценках?
– Для нас важно, чтобы водители находились на линии в период максимального спроса со стороны пользователей. Поэтому на этапе становления компания даже практикует доплату, пока соотношение спрос – предложение не уравновесятся. Мы инвестируем в то, чтобы водители удовлетворяли спрос. Сейчас для новых партнеров действует акция – доплата в 100 тысяч тенге. Из них 30 тысяч выплачиваются по совершении 30 поездок, и оставшиеся 70 тысяч – за выполнение 1000 заказов. Вообще месячный доход может достигать 600 тысяч тенге. Плюс – 10 процентов к еженедельным выплатам от KAZKOM. Кроме того, мы уже работаем со страховыми компаниями, также будем сотрудничать с заправочными, с магазинами продажи автозапчастей, с тем чтобы водительский пул имел доступ к лучшим предложениям. В любой момент нажатием одной кнопки партнер видит, сколько он зарабатывает. Штрафов и каких-либо вычетов у нас нет.
– Понятно, что компании с мировым именем важно держать марку, а значит, доверит своих клиентов Uber не всем. Каковы требования к кандидатам и транспорту?
– Первичный «фильтр» автомобиля – это визуальный осмотр. Если авто поцарапано или у него разбита фара, в салоне неприятный запах – мы автоматом даем отказ. Естественно, в двигатель каждой машине заглянуть мы не можем. Но никто не отменял техосмотры. Кроме того, мы опираемся на отзывы клиентов.
По техническим характеристикам легковое авто должно быть не старше 2001 года выпуска – мы расширили возрастной пул с 2007-го, чтобы больше водителей могли присоединиться. Еще одно условие – отсутствие в салоне посторонних вещей. Раз мы говорим о безо­пасности, то оправданы жесткие требования и к партнерам-водителям. К пакету базовых документов вместе со свидетельством о регистрации ИП или ТОО прилагается справка об отсутствии судимости. Права потребителя защищены как никогда раньше: клиент знает, кто его везет.
– А существует ли некий этический устав? Многие водители считают своим долгом развлекать пассажира разговорами…
– Единый глобальный стандарт создать невозможно, потому как это зависит от менталитета региона, других факторов. Но есть простой и эффективный инструмент для отсеивания не подходящих нам водителей, в том числе докучающих разговорами – оценка от пассажира. Каждый водитель имеет рейтинг, определяющийся по пятибалльной шкале. На старте вы получаете высший балл – 5. Дальше все зависит от отзывов клиентов. Если несколько человек поставят водителю единицу, то мы обязательно обратим на это внимание. В случае, когда водитель получает 3–4 единицы подряд, то есть его рейтинг мгновенно падает – это уже отключение. Также приветствуются комментарии. Если вдруг мы получим информацию о том, что водитель якобы сделал женщине неуместный комплимент, его снимут мгновенно, потому как это потенциальная угроза. В то же время нам важно, чтобы и водители чувствовали себя в безопасности. При подозрении на угрозу здоровью или жизни у них есть право не обслуживать пассажира.
– Как выстроены график работы и система распределения заказов?
– У нас нет смен, а требования по времени пребывания на линии минимальны. Человек сам определяет, сколько ему сегодня поработать – один час или восемь. Самостоятельное определение графика позволяет комбинировать работу в Uber с основной занятостью. Можно выйти в любой день и в любое время. Но вместе с тем мы стремимся к концепции бесконечной поездки. Кстати, у нас есть функция Forward Dispatch, позволяющая обнаружить нового клиента за 40 секунд до окончания текущей поездки в том же самом месте. То есть еще до прибытия в пункт «Б» вы можете получить новый заказ прямо отсюда. Авто без остановки – это наша голубая мечта. Если нет простоя и холостого хода, значит, можно еще опустить цену. Что касается распределения заказов, то здесь исключен момент предвзятости: заявка отправляется ближайшему водителю. Система в режиме реального времени отслеживает, где находится автомобиль.
– Где Uber афиширует свои вакансии и доступны ли они водителю, не разбирающемуся в цифровых технологиях?
– Мы периодически размещаем их на местных порталах для поиска работы. Наш баннер вы можете увидеть, к примеру, на сайте hh.kz. Также есть информация на partnersuber.com. Можно просто написать в поисковике Google: «Uber партнер Казахстан». Что касается обучения, то у нас есть специальный центр по подключению партнеров. Там бесплатно проведут инструктаж и ответят на все вопросы по проверке авто. В районных центрах занятости уже работают консультационные центры Uber, где каждому желающему предоставят информацию о работе сервиса и окажут техподдержку при регистрации. Центры начинают работу с Алатауского и Ауэзовского районов. График работы консультантов доступен на сайте uber.com.
Марина ПЕСТРЯКОВА

Тарифы Uber до конца августа:
подача автомобиля – 85 тенге;
1 км – 20 тенге;
1 минута – 2,5 тенге.