Новая жизнь Великого шелкового пути

Спрос на культурный туризм переживает беспрецедентный рост

6 002

Спрос на культурный туризм переживает беспрецедентный рост, уже сейчас на него приходится около 40 процентов от глобального туризма. Эти тенденции открывают перед Казахстаном блестящие возможности по развитию собственной туристической индустрии.

Турист уже не тот
О том, как использовать новые возможности для развития устойчивого туризма в Центральной Азии, речь шла на субрегиональной конференции стран, объединенных маршрутами Великого шелкового пути.
Под эгидой ЮНЕСКО с 2010 года реализуется специализированная программа продвижения бренда Шелкового пути, и именно эта международная организация стала инициатором проведения в Алматы встречи представителей государственных органов – министерств культуры, акиматов, общественных структур и бизнес-среды Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также международных экспертов и сотрудников самой ЮНЕСКО. Им предстояло согласовать подходы к популяризации этого культурно-исторического феномена и прийти к выводу, что настало время менять саму концепцию развития туризма вдоль Шелкового пути.
Интеллектуальному туристу уже недостаточно знакомства с отдельными памятниками «старины глубокой», он хочет видеть историческую картину целиком, в нашем случае понимать, как создавалась и функционировала трансевразийская караванная дорога – древнейшая система коммуникации цивилизаций. Вот почему так необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон в создании единого образа Великого шелкового пути.
– Казахстану стоит учитывать не только уже имеющиеся археологические монументы, но и всю протяженность Великого шелкового пути по территории вашей страны, – говорит сотрудник по проектам группы Азиатско-Тихоокеанского региона ЮНЕСКО Роланд Лин. – Например, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи невозможно представить как самостоятельный объект, вне культурного ландшафта, который составляют и город Туркестан, и окружающая его местность – реки, горы. Приехавший, скажем, из Японии турист должен понимать, какое значение на торговом пути имели караван-сараи, а для этого ему нужно сложить общее представление о жизни, культуре, природе этих мест на протяжении всего маршрута. В нашем форуме принимают участие специалисты по культурному наследию, которые, надеюсь, совместно с представителями центральных и местных органов власти смогут разработать именно такой подход к концепции развития туризма в Центрально-Азиатском регионе.
В понятие «устойчивый туризм» включаются любые формы освоения привлекательных для туризма территорий, которые могут обеспечить длительную сохранность природных ресурсов и культуры и являются социально и экономически приемлемыми и справедливыми. Главное отличие устойчивого туризма от традиционного состоит в том, что часть получаемой прибыли направляется на восстановление ресурсной базы туристических стран. Устойчивый туризм подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а также вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью.

6 001

Бренд из глубины веков
Справедливым будет напомнить, что в Казахстане еще 20 лет назад заговорили о возрождении исторических центров Шелкового пути. В 1997 году был принят указ Президента о развитии туристической инфраструктуры на его казахстанских участках. Разработанная под эти цели государственная программа позволила в короткие сроки отреставрировать значительную часть уникальных архитектурных комплексов – шедевров Средневековья.
Из 33 объектов культурно-исторического наследия Великого шелкового пути восемь находятся на территории нашей республики, 22 – в Китае, еще три – в Кыргызстане. По мнению Роланда Лина, это обстоятельство – шанс для Казахстана стать лидером в Центральной Азии по продвижению культурных ценностей той исторической эпохи, а подобное лидерство всегда способствует социальному, экономическому и политическому развитию государства.
– Как известно, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО уже внесен один из участков Шелкового пути, – напоминает господин Лин. – Сейчас в в Центре культурного наследия в Париже ведется работа по включению нового объекта – коридора Амударья – Сырдарья. Это обеспечит восстановление, сохранение и продвижение всего историко-культурного комплекса этой части маршрута.
Культурный туризм на сегодняшний день – стремительно растущий сектор экономики. А учитывая то, что бренд Шелкового пути – один из самых узнаваемых в мире, для Центральной Азии в целом и Казахстана в частности это более чем перспективное направление роста. Так считает директор кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Криста Пиккат, но при этом упоминает еще одну проблему, которая грозит не до конца продуманному устройству туристического бизнеса.
– Для ЮНЕСКО важно, чтобы памятникам культурного и природного наследия была обеспечена сохранность. Поэтому одна из насущных задач – выработать стратегии, которые одновременно защищают эти ценные ресурсы и в то же время позволяют местным жителям получать от них выгоды, чтобы хорошо жить. Я уверена, вместе с государственными структурами мы сможем найти решение и этой проблемы.
В 2014 году ЮНЕСКО приняла совместную заявку Китая, Казахстана и Кыргызстана на вхождение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Великого шелкового пути. Включенный объект представляет собой участок сети маршрутов Чанъань – Тянь-Шаньского коридора (Китай, Казахстан, Кыргызстан), проложенного от городов Сиань (Чанъань) и Лоян, столиц Китая во времена династий Хань и Тан, до Центрально-Азиатского региона Жетысу. Его протяженность составляет пять тысяч километров. В разные годы в список всемирного наследия внесены пять объектов в Казахстане: мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, Сарыарка – степи и озера Северного Казахстана, объекты Великого шелкового пути в Чанъань – Тянь-Шанском коридоре, Западный Тянь-Шань. В качестве кандидатов обозначены еще 13 культурных и природных памятников на территории Республики Казахстан.

Заявить в полный голос
Участвовавший в субрегиональной встрече вице-министр культуры и спорта РК Аскар Баталов разделяет мнение, что продвижение на туристическом рынке объектов Шелкового пути должно проводиться в рамках общей интеграции. Впрочем, у Казахстана есть и собственный опыт в развитии индустрии гостеприимства. Например, сейчас в ведомстве заняты созданием «Карты сакральных мест», и, как обещает чиновник, эта работа не ограничится нанесением их на карту, будет обеспечен доступ к святыням паломников и туристов.
Также вице-министр заявил о намерении облегчить визовый режим для граждан некоторых государств. В первую очередь это коснется Китая, Индии, стран Персидского залива. Там же будет опробована имиджевая стратегия по продвижению Казахстана как страны, привлекательной и доступной для туризма.
Специально разработанная ЮНЕСКО «дорожная карта» для наращивания туристического потенциала современного Шелкового пути и план действий другой структуры ООН – Всемирной туристской организации – содержат не только рекомендации об упрощении пограничных формальностей в странах-участницах. В эти же документы включен целый ряд приоритетных потребностей, в том числе разработка особых турпродуктов для маршрутов Великого шелкового пути, улучшение сети воздушных, железнодорожных и морских сообщений, вовлечение в туристический процесс частного сектора, улучшение инвестиционной среды, наконец, создание туристкой инфраструктуры по мировым образцам. Очевидно, что по всем этим направлениям нам еще предстоит немало поработать.
Со своей стороны партнерские обязательства по проекту развития устойчивого туризма имеет и ЮНЕСКО. Успешным считают в организации первый опыт подготовки официальных гидов. Учебный курс дал особые навыки и ноу-хау в области презентации объектов культурного наследия, поэтому в странах-участницах теперь есть специалисты, способные качественно интерпретировать исторический и культурный аспекты феномена Великого шелкового пути. Сотрудничество с Азиатским банком развития позволило запустить инициативу «Коридор Алматы – Бишкек» – проект, направленный на создание экономического коридора между двумя городами и расположенными вокруг них областями. Продолжается сотрудничество с учебными заведениями для привлечения молодых специалистов из частного сектора к развитию отрасли гостеприимства в регионе.
Впрочем, исключительная возможность заявить о Казахстане как государстве с мощным потенциалом для культурного туризма появится совсем скоро. Сотрудник ЮНЕСКО Роланд Линуверен уверен, что ЕХРО-2017 в Астане гарантирует самую грандиозную промоушн-акцию для туристического бренда страны, которая по велению истории оказалась в центре региона и поэтому стала сердцем Центральной Азии.
2017 год объявлен Организа­цией Объе­диненных Наций Между­народным годом устойчивого туризма в целях развития. Как было отмечено в ходе Генеральной ассамблеи ООН, «роль международного туризма заключается в распространении знаний о богатом наследии различных цивилизаций и обеспечении бережного отношения к непреходящим ценностям различных культур и укреплении тем самым мира во всем мире».
Людмила МАКАРЕНКО