Новые направления

Когда заработает, сколько будет стоить и кому будет доступен проездной билет в алматинском транспорте...

Когда заработает, сколько будет стоить и кому будет доступен проездной билет в алматинском транспорте, а так же о новых направлениях развития пассажирских перевозок мегаполиса «Вечерке» рассказал исполняющий обязанности руководителя управления общественного транспорта города Алматы Даурен Алимбеков.

7 02

– Решено вернуться к практике проездных билетов. В какой форме они будут выпускаться?
– Это будут электронные проездные. В терминалах оплаты появятся опции на выбор: либо пополнить баланс карты, либо выбрать проездной билет. Если пассажир выбирает вторую опцию, то ему нужно будет внести в гнездо для оплаты сумму проездного билета и после этого в течение месяца, каждый раз пользуясь общественным транспортом, пассажир будет отмечать в терминале «Оңай» свой проездной.
Отметка о поездке обязательна, она нам нужна для того, чтобы знать, сколько пассажиров перевезли автобусные компании, и правильно распределять доходы между ними.
Такая опция в терминале появится не позднее 20 февраля.
– Насколько выгодно будет покупать проездные билеты?
– Напомню ранее озвученные тарифы. Для школьника проездной будет стоить одну тысячу тенге, такая сумма примерно равна 25 поездкам. Также в списке льготных категорий граждан многодетные матери, пенсионеры. Для них стоимость проездного составит две тысячи тенге, что примерно соответствует 50 льготным поездкам, студенты будут платить за проездной три тысячи тенге.
Пока проездные билеты предусмотрены только для вышеперечисленных категорий пассажиров, но мы обязательно введем проездной билет для всех. Это будет после того, как мы подсчитаем ежемесячную выручку с карт «Оңай». Тогда можно будет просчитать стоимость одного проездного билета. Поэтому о дате введения проездных для всех мы сообщим дополнительно.
К слову скажу, что новая система оплаты позволяет определить ежедневную выручку с каждого автобуса.
– А что если человек, не имеющий права на льготы, выберет опцию «многодетная мать», то есть попытается обмануть терминал?
– Не получится. Все карточки персонифицированы, они именные, выбрать льготные опции могут только те, кто имеет на них право.
По нашим прогнозам, на компенсацию льготного проезда перевозчикам будут направлены субсидии в сумме, равной примерно двум миллиардам тенге.
– Сколько горожан получат право на льготный проезд?
– Студентов у нас около 202 тысяч, школьников также 202 тысячи. Пенсионеров около 200 тысяч, инвалидов первой и второй группы – порядка 23 тысяч, детей-инвалидов до 16 лет примерно 4,5 тысячи. Таким образом, около 700 тысяч человек получат право льготного проезда.
– Какие новшества в плане развития общественного транспорта нас ожидают в ближайшем будущем?
– Напомню, мы планируем увеличить число обособленных полос для общественного транспорта, на первом этапе выделенные линии появятся на улицах Тимирязева, Наурызбай батыра, Желтоксан, Толе би, Райымбека, Гоголя. Общее количество магистралей, на которых появятся полосы, –около 40. План создания таких линий рассчитан до 2020 года. Эта инфраструктура создается для того, чтобы передвижение на общественном транспорте было более комфортным и быстрым.
– Насколько эффективны выделенные полосы?
– Был проведен эксперимент. В понедельник в восемь часов утра с Абая и Саина наши сотрудники на разных видах транспорта доехали до акимата. Один поехал на автомобиле по Аль-Фараби, другой также на автомобиле – по Абая, третий пешком дошел до остановки, сел на автобус, приехал, затем также пешим ходом от остановки дошел до акимата. У сотрудника, приехавшего на общественном транспорте по выделенной полосе, продолжительность поездки составила 45 минут, по проспекту Аль-Фараби время в пути заняло 55 минут, по Абая на автомобиле – 1 час 10 минут. Поэтому эффект от выделенной полосы налицо.
Хотелось бы вернуться к вашему вопросу о новшествах: обновится подвижной состав. В этом направлении ведется работа. Субсидирование проезда льготных категорий пассажиров направлено на то, чтобы у перевозчиков появилась возможность приобретать новые автобусы. Начиная с апреля этого года, появится около ста новых автобусов, до августа – еще сто. Проводятся переговоры с инвесторами о создании новых муниципальных парков. Кроме того, акимат разрабатывает программу по передаче перевозчикам автобусов в лизинг на выгодных условиях. Мы надеемся, что к концу года ситуация с общественным транспортом кардинально изменится в лучшую сторону.
– Автобусы будут работать на экологически чистом топливе?
– Мы делаем акцент на газовое топливо, наша задача – довести количество подвижного состава, работающего на газе, до 1200 автобусов в течение пяти лет.
– Почему было решено сделать выбор в пользу закупа автобусов российского производства?
– Таково решение инвесторов, управление ни в коем случае не навязывает им производителей, наше требование сводится только к характеристикам: автобус должен быть 12-метровым, низкопольным, с определенным количеством дверей – не менее двух, работающим на газе и так далее.
Вполне возможно, что выбор в пользу российского производителя был сделан потому, что отношения между тенге и рублем более-менее стабильные. Также рассматривается возможность покупки белорусских автобусов.
– Горожане часто жалуются в нашу редакцию на несоблюдение перевозчиками графика, грубость водителей, эти проблемы как-то решаются?
– Одна из причин несоблюдения графика – пробки, автобусы на сегодняшний день ездят со скоростью ниже запланированной в полтора-два раза. Соответственно, увеличивается время ожидания, и автобусы курсируют переполненными. Решить эти проблемы поможет создание выделенных полос на всех магистральных трассах, о которых я сказал ранее.
Что касается поведения водителей, то в последние полгода идет очень строгий контроль их работы, это касается и вопросов вежливого обращения с пассажирами, нарушения правил дорожного движения. Провинившихся водителей наказывают в соответствии с действующим законодательством. Положительная динамика есть, но, для того чтобы существенно изменить ситуацию, необходимо повысить социальное обеспечение самих водителей, нужно позаботиться об улучшении их социального самочувствия. Для них необходимо создать комфортные условия труда, это может сделать перевозчик.
Поэтому и была введена система «Оңай». Прибыль перевозчиков увеличится, следовательно, они смогут улучшить социальныый пакет водителей. В свою очередь, изменится их отношение к пассажирам. Думаю, что улучшение социального обеспечения сделает работу водителей городских автобусов и троллейбусов престижной. Пока же в автопарках существует нехватка водителей, алматинцы не хотят работать на общественном транспорте. Через вашу газету мне бы хотелось обратиться к горожанам: мы ищем водителей категории D. Планируемая зарплата – на уровне 150 тысяч тенге.
– Работа трамвайного парка временно приостановлена, каково его будущее? Когда будет запущен легкорельсовый трамвай?
– Уже есть предварительные расчеты по реконструкции трамвайных путей и контактных линий, сделанные НИИ транспорта и коммуникаций. В модернизацию трамвайной инфраструктуры будет вложено порядка 16 млрд. тенге. Но вопрос еще находится на стадии изучения. Сейчас готовится документация для привлечения концессионеров, в течение года все концессионеры, которые подадут заявки на выполнение этой работы, будут вносить свои предложения, делать расчеты, далее будет выбрана компания, которой акимат и поручит создание этой инфраструктуры. По нашим прогнозам, ЛРТ появится не раньше 2020 года.
– А сотрудники трамвайного депо трудоустроены?
– Многие водители сразу же поступили на курсы водителей троллейбусов, но были и сотрудники депо, которые изъявили желание уволиться и искать работу самостоятельно, мы же, со своей стороны, оказывали всестороннюю поддержку тем, кто решил переквалифицироваться.
Юрий КАШТЕЛЮК