Новые возможности местного туризма

Казахстан не в полной мере использует потенциал своих туристских объектов. Как исправить эту ситуацию?

Об этом состоялся разговор на традиционном международном горном форуме «Механизмы развития горного туризма и массового спорта в Алматы: сегодня и завтра», который прошел в рамках III Международного горного спортивного фестиваля на горнолыжном курорте «Шымбулак» при поддержке акимата Алматы.

6 002


Форум собрал более 150 участников – ведущих специалистов отрасли, представителей малого и среднего бизнеса. Участники и гости обсудили развитие глобального рынка горного туризма, роль и место Алматы на этом рынке.
– На долю Алматы приходится пятая часть всех посещений, включая поездки внутри страны и 40% визитов зарубежных гостей, – говорит замакима Алматы Асель Жунусова. – В течение последних трех лет количество туристов, приезжающих в город, выросло на 14% в год. А в прошлом году благодаря проведению Универсиады был зафиксирован рост на 20%. В период с января по май этого года через аэропорт прибыли 232 тысячи иностранных туристов, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Результаты опроса, проведенного среди казахстанских и иностранных туристов, свидетельствуют, что 60% иностранных туристов выбирает Алматы ради экотуризма, а 55% казахстанских туристов больше привлекает наличие активностей и развлечений.
Наблюдается рост интереса к Алматы на мировой платформе TripAdviser. За два года количество просмотров микросайта Алматы увеличилось в 140 раз, его посещают преимущественно граждане России, США, Великобритании, Индии, Германии.
Данные официальной статистики подтвердили представители бизнеса. По словам вице-президента по маркетингу и продажам авиакомпании Air Astana Ричарда Леджера, летом прошлого года количество туристов по сравнению с предшествующим годом увеличилось на 17 процентов. Но проблема в том, что гости из-за рубежа редко приезжают в Казахстан не в деловую поездку или не для визита к родственникам. Из 6,5 млн иностранных туристов, посетивших нашу страну в 2016 году, только 50 тысяч приехали, чтобы провести здесь отпуск.
По мнению эксперта, ключевая проблема казахстанского туризма в недостаточной дистрибуции продукта на международном рынке.
С тем, что Казахстан не в полной мере использует потенциал своих туристских объектов, согласен и генеральный директор горного курорта «Шымбулак» Ержан Еркинбаев. До проведенной в 2010 году реконструкции в выходной день курорт посещали 1000 человек, сейчас каждую субботу и воскресенье на «Шымбулак» приезжают в высокий сезон до 15 000 человек. Ежегодно количество посетителей растет, в этом году уже достигло 600 тысяч человек.
– «Шымбулак» избалован отсутствием конкуренции, но мы понимаем, что он ограничен с точки зрения рельефа, протяженности трасс, – считает Еркинбаев. – Сегодня в пиковые дни мы видим, что курорт задыхается, а это отражается на травматизме и качестве сервиса. Если в Алматинском регионе будет несколько курортов с легкими, доступными трассами не только для профессионалов, но и для новичков, детей, людей пожилого возраста, это привлечет иностранных туристов. Кроме того, нужно подумать о доступности пеших горных маршрутов не только для подготовленных людей, но и для представителей маломобильных групп – людей с ограниченными возможностями, родителей с маленькими детьми.
Вице-президент Казахстанской ассоциации въездного и внутреннего туризма KITA, руководитель проекта экстремального туризма ACT Adventure Анатолий Савичев рассказал, что горные районы Алматинской области могут похвастаться не только горнолыжными трассами, но и маршрутами для конных групп, местами, подходящими для полетов на параплане, любителей велоспорта и езды на квадроциклах.
– Преимущество местного продукта – огромное количество горных маршрутов, дикие и нехоженные тропы, одна из основных фишек – отсутствие межсезонья, – говорит Анатолий Савичев. Безопасность – важнейший из элементов, необходимых для того, чтобы иностранный турист доверял нашим горам и курортам. Если на зарубежном горнолыжном курорте турист сломает ногу, его тут же заберут в госпиталь на вертолете. На курортах Франции при покупке ски-пасс туристу предлагают купить полис. У нас можно внедрить систему продажи полисов онлайн и в кассах горнолыжных курортов, но пока нет адекватных систем страховки туристов.
Чтобы привлечь в Казахстан туристов, Air Astana предложила транзитным пассажирам своих рейсов стоповер – программу, включающую несколько ночей проживания в отеле и осмотр достопримечательностей. Программа действует в Алматы и Астане. Национальный перевозчик распространил ее на 40 тысяч турагентов во всем мире, а также разместил доступ к нему на своем сайте. За первые шесть месяцев этого года стоповер набрал 9 тысяч койконочей, продуктом воспользовались 50 тысяч туристов.
Для туристов, приезжающих на горные курорты Алматинской области, одним из неприятных открытий действительно может стать дефицит объектов индустрии туризма и гостеприимства, отвечающих современным международным стандартам. Таково мнение президента национальной ассоциации предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса «HORECA Казахстан» Игоря Копайлова.
Во время форума представители казахстанской индустрии туризма и ассоциаций, специализирующихся на развитии активных видов спорта, выразили готовность поддержать акимат Алматы в организации мероприятий, способствующих популяризации горного туризма и активных видов отдыха.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ