Образование или религия?

С началом учебного года в казахстанских школах опять стали возникать споры по поводу ношения хиджабов

Так, накануне Дня знаний министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев озвучил позицию ведомства в отношении ношения хиджабов в стенах казахстанских школ.
– По хиджабам: в школах они запрещены, – заявил министр на брифинге Службы центральных коммуникаций. – Наша позиция не изменилась. По раздельному обучению детей – не надо путать с раздельным обучением и религиозным. Какое бы ни было обучение, школьная программа единая. Она остается, поэтому любое преподавание в любых школах ведется в рамках государственных общеобразовательных стандартов по тем программам, которые мы приняли. Это касается всех.
Как отметил глава МОН, министерство надеется, что общество относится к этому с пониманием. Ранее и в Духовном управлении мусульман Казахстана, говоря о ношении хиджабов в школах, отмечали, что в первую очередь дети должны получить обязательное светское образование.
По словам доктора философских наук, профессора КазНУ им. аль-Фараби, члена городской информационно-разъяснительной группы при Управлении по делам религии Алматы Шамсии Рысбековой, заявление главы министерства по вопросу ношения хиджабов в школах вызвало роптание и недовольство многих верующих мусульман. Поэтому профессор решила проанализировать ситуацию с хиджабом более детально.
– Для начала выясним, что означает понятие «хиджаб» и как интерпретирует и разъясняет Коран ношение этого элемента одежды. В буквальном смысле понятие «хиджаб» с арабского языка обозначает «занавес», «вуаль», «отделение» или «разделение». Истинный смысл понятия «хиджаб» более глубок и не связан с женской одеждой. Значение его многогранно и трактуется как вуаль неведения, маскирующая достоверное значение; как этический щит или платок; как женская одежда. Многие мыслители наравне с аргументами Священного писания ратифицируют, что покрытие головы не является непреложным для ислама. Вуаль была на территории возникновения ислама еще до него. В условиях тесного контакта с теми государствами, где хиджаб указывал на социальный статус человека, как это было в культуре казахского народа. Покрытие головы в Казахстане это статусное отличие. Еще великий мыслитель аль-Газали в своем труде «Сунны между Фикха и Хадис» излагал, что все традиции, которые заставляют содержать женщин в неведении и не допускают их к деятельности в обществе, являются пережитком джахилия и что соблюдение этих традиций идет вразрез с духом ислама. Аль-Газали говорит о том, что во времена Пророка женщины были равными в семье, в мечети, на поле боя. Сегодня подлинный ислам уничтожается во имя ислама. Поэтому усечение понимания формирует вуаль. Человек, прислушиваясь к наставлениям религии, воспринимает их сущности по своему усмотрению, то есть видит согласно своим чувствам. В любом случае хиджаб утвердился в Коране и считается обязательным элементом веры. Этот вопрос раскрывается в суннах (священное предание мусульман о жизни Магомета, дополняющее Коран) 24:30, 31 и 33:59.
Коран устанавливает принцип закона скромности в шапитре 24-Нур, строфы 30-31. Скромность повелевается всем: как мужчинам-мусульманам, так и женщинам-мусульманкам: «Скажи верующим мужьям, что они должны опустить их взгляд и хранить скромность, что будет наибольшим очищением для них; а Аллаху известно все об их деяниях. И скажи верующим женам, что они должны опустить взгляд долу и хранить скромность свою и что они не должны показывать красоту свою и украшения за исключением того, что благопристойно может быть видно, что должны они опустить вуали свои на груди и не показывать красоту свою, за исключением мужей своих… 31» (Священный Коран 24:30-31).
Следовательно, согласно этим суннам женщины-мусульманки обязаны вуалировать свое тело. Строки устанавливают и обозначают лишь то, что женщина должна прятать грудь. Но здесь отсутствует детальное разъяснение такого укрытия. Достичь данное Корана, расцениваемое как «непреложное», недостижимо, не может прийти к единому согласованию, и каждый раз будет зависеть от места и мнения. Это устанавливает, не то, что Аллах не предусмотрел, а то, что женщина самостоятельно должна сделать свой шаг. Утверждение многих представителей исламских организаций об обязательном ношении хиджаба в Коране как обязательное отсутствует. Уважаемый ученый Мухаммэд Азад, комментируя суру 24:31 Корана, говорит: «Существительное химар (множественное число хумур) обозначает головной убор, традиционно используемый арабскими женщинами, как украшение (не в качестве хиджаба для покрытия головы) до и после появления ислама». Таким образом, покрытие головы не является непреложным. Ислам призывает: лишь только тот может быть праведным в суждении о хиджабе, если сам является честным, сознательным, нравственно искренним, как было сказано благородным Пророком: «Попроси вердикт у своей совести и откажись о того, что «грызет» ее».
«А те, которые злословят о верующих мужчинах и женщинах без всякой на то причины, взваливают на себя бремя навета и явного греха. О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои верхние одежды (находясь за границей). То наиболее подходяще, что так их смогут отличать и не подвергнут оскорблениям. Аллах – прощающий, милосердный.» Коран 33:58-59 (сура 59 (аль-Азхаб), строфы 58-59. Все мы помним, когда во время своего становления многие мусульмане подвергались преследованиям. Истинная цель этой суры была обеспечить мужчинам и женщинам безопасность. Но в силу различных обстоятельств многие народности не сумели отойти от своих культурных традиций и этнических практик, укоренили не глубокий смысл хиджаба, а его простейшее значение.
Назира Зин аль Дин говорит о том, что нравственность личности и чистота совести намного лучше, чем мораль вуали. Нечего ждать добра от притворства. Все добро в сущности личности. Она заключает эту часть книги аль-Суфюр Уаль – Хиджаб, утверждая, что носить хиджаб не является исламским обязательством для женщин-мусульманок. Это мнение ошибочно.
В современную эпоху вуаль имеет политическую подоплеку. Подходить к вопросу хиджаба формально, значит, противостоять сущности шариата, его всеобщему благополучию. Конституция РК провозглашает Казахстан светским государством. Ни одна религия не выступает как обязательная или государственная. Все существующие вероисповедания в республике отделены от государства и равны перед законом. Этот принцип поддерживают и предпринимают шаги по консенсусу и утверждению светскости мусульмане страны. Например, в ДУМК поддержали министра образования, утверждая об обязательном светском образовании для детей и о гражданском и религиозном долге каждого родителя. Светский характер государства это не отказ от религии и ее культуры. Светскость – это присутствие многоконфессиональности.
По словам Шамсии Рысбековой, система образования – это единое, цельное пространство, не делящееся на конфессии и отвечающее интересам каждого. Запрет в образовательном учреждении ношения религиозных атрибутов (в нашем случае хиджаба), как всякого символа или атрибутики, предполагает пропаганду, а это в свою очередь противоречит Конституции Республики Казахстан, провозгласившей равенство всех религий.
– Формулировка «соблюдение школьной формы» предполагает неприменение никаких реквизитов и символов. То есть учащиеся не имеют права посещать школы даже в свободной форме. Человек – это двойственная сущность, у него две составляющие, внутренняя и социальная. Конституция защищает внутреннюю свободу, а социальное требует соблюдать законы общества, – подытожила эксперт.
Анастасия МАЛЫШЕВА