Общее дело

Экологическая проблема активизируются все больше

29 001

За последний год в связи с возникновением такой народной структуры, как Общественный совет города Алматы, экологическая проблема активизируются все больше.

Сегодня мы беседуем с членом рабочей группы Общественного совета по подготовке вопроса по отчету Управления экологии Адилем Увалиевым.
– Вы проводили изучение мнений горожан и предложений, направленных на решение проблемы, обозначенной в теме нашего разговора: какой вопрос вам лично понравился или поразил неординарностью?
– Есть такой. Горожанин, побывавший во многих странах, не только спрашивал, но и нашел причину, породившую вопрос: пыль, которой буквально нашпиговано не только огромное алматинское территориальное пространство, но и сам воздух. Почему в развитых странах, причем и в маленьких, и больших городах, люди месяцами не моют машины? Даже после дождя машины не покрываются грязными пятнами. Ответ очевиден: нет пыли в воздухе. Там никто не разувается при входе в жилище, в уличной обуви люди ходят дома. Значит, нет грязи и пыли на улицах, хотя во многих территориях экологические условия не лучше, чем в Алматы. Там нет открытой земли – газон, или щепа, или гравий, причем все покрытия газонов на 10 сантиметров выполнены ниже уровня бордюров или дорог.
– Вы можете привести несколько предложений от неравнодушных граждан, поступивших в Общественный совет города, которые, на наш взгляд, могли бы быть обсуждены и, возможно, приняты к действию?
– Рабочая группа Общественного совета, которая готовит вопрос на расширенное заседание президиума, внимательно отслеживает публикации в СМИ, соцсетях, установила контакты с общественными организациями, НПО, институтами, которых оказалось в нашем городе в достаточно большом количестве, что, конечно, нас радует, с одной стороны, но с другой, огорчает, потому что проблема экологии недостаточно обсуждается в Алматы.
Аким города отметил, что 80% загрязнения приходится на автотранспорт, так вот горожане с целью уменьшения автомобильных пробок, ускорения проезда, а значит, значительного уменьшения вредных выбросов предлагают возродить меры, принятые еще в 2007-2008 годах. Тогда были сделаны в 52 местах повороты направо без светофоров (например, на перекрестках улиц Жарокова и Тимирязева, Гагарина и Тимирязева при движении в северном направлении). В СМИ тех лет сообщалось, что разработаны проекты еще около 50 подобных поворотов. Однако после 2008 года они почему-то не строились. Можно перенять опыт других городов, где правый поворот разрешен даже на красный сигнал светофора.
В свое время в г. Талгаре выпускали катализаторы для дизельных моторов. Сейчас в городе каждый второй автобус дизельный, который оставляет за собой такой шлейф дыма, особенно в верхней части города, что зачастую его вообще не увидеть. Учитывая научный потенциал южной столицы, почему бы не возобновить выпуск таких катализаторов? Или что мешает, допустим, при регистрации автотранспорта в городе добиться их оснащения такими катализаторами? Надо ужесточить требования к эксплуатации дизельных транспортных средств, что также не требует финансовых затрат городского бюджета.
Есть предложения совместно с заинтересованными структурами проводить в каждой школе города экологическую неделю или месяц, использовать возможности школ для инвентаризации зеленых насаждений. Пропагандировать экономию и рациональное использование водных ресурсов, недопустимость полива огородов в личном подворье питьевой водой, применение капельного орошения – все это тоже служит средством улучшения экологии.
Предлагается для уборки маленьких улиц организовать производство либо закуп мини-бункеров для рассыпания оплаченной городскими структурами песчано-соляной смеси, также производство и/или закуп б/у, использование навесного оборудования для чистки снега, агрегатируемого на частные джипы или квадроциклы с условием хранения на городских территориях и/или проката его частными структурами, возможно, в рамках государственно-частного партнерства.
По просьбе заявителей мы изучаем производство из вторичного сырья (возможно, из пластика) лотков для ливневой канализации, иных элементов водоотведения, необходимо стимулировать производство их из полимерно-песчаных материалов, аналогично люкам колодцев, для того чтобы домовладельцы могли своими силами укладывать их без применения подъемной техники.
Весьма важным предложением, на мой взгляд, можно считать возможность пересмотра устаревших норм по расположению на участках септиков и канализации (например, по всем нормам в США септик должен находиться от дома в 5-6 метрах, у нас – в 25 метрах, что практически нереально для более чем 90% домовладений), необходимо инициировать их изменение.
– А что предлагается по борьбе с запыленностью?
– Предлагаются более широкое применение промышленных пылесосов, покрытие пылеобразующих поверхностей мульчированной щепой, гравием или травой, изменение методики озеленения. Научно доказано, что наилучшие результаты борьбы с пылью на дорогах достигаются при обработке дорожного покрытия водным раствором хлористого кальция, который связывает пыль и не дает ей разлетаться. Путем связывания пыли всего за два-три дня удается снизить запыленность воздуха на 40–60%. Поскольку раствор хлористого кальция не замерзает, обработку улиц им можно проводить еще в период заморозков, до начала массовой поливки. В Финляндии такой метод борьбы с запыленностью активно применяется в последние годы, надо начать применять эти методы и у нас, поскольку для нас это гораздо более актуально, чем для Финляндии.
Подобных предложений можно набрать тысячи, но важна системная работа по взаимодействию, оценке, возможному внедрению и гласной отчетности по ним перед населением. Только тогда станет реальным изменение отношения к предприятиям коммунального хозяйства, иным структурам, в целом к управлению и его деятельности. Разумеется, эта работа требует координации деятельности многих управлений акимата и его структурных подразделений, так как эта общая задача. И здесь свое веское слово должен сказать межведомственный совет по экологии, работу которого мы еще не ощущаем!
Василий ШУПЕЙКИН