Особое внимание

Создание безбарьерной среды для людей с особыми потребностями обсудили в Алматы

1 001

В совещании под председательством акима города Бакытжана Сагинтаева приняли участие руководители профильных управлений и представители общественных организаций. Свои предложения и замечания внесли председатель ОО «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырақ» Ляззат Калтаева, председатель ОО ОИ Altyn Time Сагат Омаргалиев, зампред правления городского общества инвалидов Улан Инкарбеков, председатель городского филиала ОО «Казахское общество слепых» Кабира Кунурбаева, директор ОО «Кенес» Майра Сулеева, председатель ОО инвалидов «Подранки» Галия Тобатаева.
Собравшиеся рассмотрели вопросы доступности транспортной инфраструктуры, в том числе наличия специального общественного транспорта и оснащения пешеходных переходов звуковым оборудованием.
– Только 55% автобусов оснащены опцией голосового объявления пунктов остановки по маршрутам для незрячих и слабовидящих. Нельзя их игнорировать при проезде остановок по автобусным маршрутам, необходимо оказывать помощь при посадке и высадке. Светофоры на перекрестках повышенной опасности для незрячих должны быть оснащены звуковым сигналом. При строительстве новых станций метро необходимо соблюдать все требования доступности, – сказал аким.
Вместе с тем, по данным Управления городской мобильности, в текущем году доля низкопольных автобусов с откидными пандусами доведена до 73%. До конца года показатель будет увеличен до 80%.

1 003

В центре внимания присутствующих была и ранняя диагностика патологий, инклюзивного обучения детей, реабилитация и трудоустройство инвалидов.
– В Алматы девять тысяч детей с особыми образовательными потребностями, – сказал аким. – Необходимо вовлекать их в инклюзивное образование, распределив по школам города. Рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Согласно закону все предприятия вне зависимости от формы собственности должны давать квоты от 2 до 4%. Это требование закона не работает. Уровень трудоустройства по квоте низкий. Ставлю задачу перед центрами занятости, управлениями предпринимательства совместно с профильными НПО и профсоюзами системно заниматься этим направлением работы. Необходимы новые форматы поддерживающей занятости, вовлечения лиц с ограниченными возможностями в предпринимательство – соответствующие предложения Калтаевой и Омаргалиева будут изучены.
По итогам совещания Бакытжан Сагинтаев поручил руководителю городского Управления общественного здоровья Канату Тосекбаеву проработать вопрос организации доступной среды с частными лечебными учреждениями.
Ему также вместе с руководителем городского Управления образования Гульнар Ходжебергеновой необходимо провести аудит зданий на обеспечение доступности для людей с ограниченными возможностями.
– Нужно преодолеть формальное отношение к обеспечению доступности в многоэтажные здания, к пандусам и порогам, прежде всего государственных и медицинских учреждений, ЦОНов. Управлениям здравоохранения и образования необходимо работать с частными учреждениями по обеспечению доступности их зданий для горожан с ограниченными возможностями. Это важная работа, – подчеркнул аким.
Отдельным пунктом будет изучен вопрос строительства реабилитационного центра.
– В 2019 году 60% лиц с ограниченными возможностями города будут обеспечены средствами реабилитации и социальными услугами. Вместе с тем НПО говорили о создании многофункционального реабилитационного центра для взрослых инвалидов. Вопрос большой. Связан с финансированием. Быстро не решим, но будем искать пути решения, – отметил Бакытжан Сагинтаев.
Глава города предложил представителям общественных организаций принять участие в разработке краткосрочной и долгосрочных программ по решению озвученных проблем и контролировать их реализацию.
– Я благодарен вам за открытость. Состоялся конструктивный диалог. Вы указали на недочеты, обозначили болевые точки. Ни одно предложение не останется нерассмотренным, все мнения учтем и будем вместе решать поднятые вопросы, – подчеркнул аким города.
В Алматы проживают 43,2 тысячи человек с инвалидностью.
Виктория ИЗБИЦКАЯ