Особые условия

«СНГ – наша большая семья».

4 001

«СНГ – наша большая семья». Под таким названием в эти дни во Дворце школьников проходит второй Международный форум для детей с особыми образовательными потребностями государств – участников СНГ.

-Первый форум проходил в прошлом году в Санкт-Петербурге. В нем приняло участие пять стран. Тогда делегацию от нашего города представляла школа-интернат
№ 1, – говорит заместитель руководителя Управления образования Алматы Гульнар Айткулова. – В этом году к нам приехали представители из России и Белоруссии, ну и, конечно, Казахстана. В фестивале участвуют и дети с особыми потребностями. Они посещают мастер-классы по бисероплетению, ковроткачеству, заняты в игровых квестах.
Одной из задач форума является консолидация сил государственных и неправительственных организаций в решении проблем детей с особыми потребностями, а также международный обмен опытом по вопросам детей с особыми потребностями. Практически у всех наших стран общие проблемы в обучении и социализации детей-инвалидов.
Сегодня в Алматы 7342 ребенка с ограниченными возможностями, из них более трех тысяч детей охвачено 18 специальными организациями образования. Для инклюзивного образования созданы условия в 115 школах. Туда выделены дополнительные штатные психологи, дефектологи, логопеды. В восьми районах при поддержке фондов «Болашак» и «Дара» организованы ресурсные кабинеты поддержки инклюзивного образования, где ребята в полном объеме могут получить необходимую помощь. Сейчас мы работаем с вузами по вопросам подготовки кадров в сфере инклюзивного образования. В этом мы плотно взаимодействуем с НПО. С помощью советника акима по делам инвалидов Вениамина Алаева организовали несколько семинаров-тренингов с приглашением специалистов из Америки, Израиля. Их посетило более трехсот педагогов.
– У нас созданы все условия для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли получать образование, – говорит педагог художественного интерната
№ 2 Нурзипа Бекбасова труда. – Мы готовы поделиться опытом работы в кабинетах коррекции, консультации. Можем показать, как наши дети развиваются в различных кружках. Всего в интернате учится около 300 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, страдающих ДЦП. 150 ребятишек могут себя обслуживать, и они приходят в интернат самостоятельно. Другая часть детей в более тяжелом состоянии находится на домашнем обучении, и к ним ездят наши педагоги. В этом году у нас обучается больше детей-колясочников. И так как интернат изначально не был для этого приспособлен, сегодня совместно с Управлением образования разрабатывается план по обустройству специальных подъемных лифтов.
Наша задача, чтобы дети с ограничением в развитии не находились в сегрегации, не были изолированы от общества. У нас в интернате, к счастью, такой проблемы нет. Мы часто вывозим детей на различные мероприятия, экскурсии. К нам приезжают и наши друзья, спонсоры, которым дети показывают свои достижения в гончарном деле, войлоковалянии и бисероплетении. К сожалению, проблемы у наших воспитанников возникают уже после окончания школы. Многие жалуются на сложность передвижения в общественном транспорте. Сегодня далеко не все автобусы в городе оборудованы так, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями.
Ну и, конечно, известной проблемой в специализированных учебных заведениях для ребятишек с ограниченными возможностями остается дефицит педагогов. Молодежь в эту сферу практически не идет. И здесь дело не только в том, что учителя мало получают, но и в том, что далеко не каждый обладает добрый сердцем и готов помочь тем, кто очень нуждается в помощи.
– Я надеюсь, что на форуме будет говориться о проблемах инклюзивного образования, – добавляет Нурзипа. – А ведь далеко не во всех общеобразовательных школах созданы условия для детей с ограниченными возможностями. Другой момент, требующий решения, – предоставление для детей-инвалидов так называемых тьютеров, то есть официальных сопровождающих. Они могли бы стать неоценимыми помощниками и для того, чтобы помочь такому ребенку добраться до класса, да и во время занятий, в случае если он по какой-то причине не понимает задание учителя. Надо отметить, что ребенок с инвалидностью часто болеет, пропускает занятия из-за своих физических особенностей. Соответственно, он отстает от своих сверстников. А журнал успеваемости в классе – общий, соответственно, уже априори он не может быть в числе лучших по успеваемости. Что также является минусом для учителя.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА