Открытия эпохи героев

ТУҒАН ЖЕР

«Золотой человек»: шедевр и мировая сенсация археологии.

26 001

Главную площадь Алматы, города, названного главой государства Нурсултаном Назарбаевым колыбелью суверенитета и демократии, венчает символ свободы и независимости – монумент Золотого человека.
Фигура воина с луком наперевес и колчаном со стрелами – не порождение творческой фантазии, а реально существовавший много лет назад парадный костюм одного из вождей саков. Именно потомками этих людей ученые называют нынешних казахов, тысячелетия назад обживших и обиходивших землю Казахстана. Среди ученых-археологов закрепилось название этой находки – Иссыкский Золотой человек. По их мнению, она отражает историю, эволюцию, искусство наших предков, живших на территории Казахстана в VII–III вв. до н.э.

26 003

История находки
Несмотря на то что с 1969 года, когда случилось это историческое событие, прошло не так много лет, сам факт оброс множеством легенд. Попробуем восстановить истинную картину уникального события.
Вот какое описание встречается на просторах соцсетей
…Тогда казахские археологи под руководством К. А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алматы. Археологи сами назвали курган Иссык, так как находился он близ города, имеющего это имя. В общем-то это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие курганы, составляя грандиозный курганный комплекс – сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь... шесть с половиной метров. Всего лишь – потому что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Почти все они в свое время были вскрыты и разграблены. К счастью для науки, грабители не заметили одно – причем боковое, то есть не главное даже, погребение, в котором лежали останки человека…
17–18-летний сакский воин (возраст был установлен позже, а пол не установлен до сих пор) был уложен головой на запад. Под ним лежало матерчатое покрывало, расшитое мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина свыше четырех тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами. На голове высокий (65–70 см) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями.
…У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом – миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними – миски. Среди них, но также вместе – две серебряные чаши и ложка.

26 002

Экскурс в древнюю историю
Знак Овна на головном уборе Золотого человека, по мнению некоторых исследователей, соотнесен с эпохой овна и ассоциирован со стихией огня. Этот знак символизирует первородную идею, идею личности. Эпоха Овна началась за два тысячелетия до Рождества Христова. Примерно в это время в Странах Древнего Востока, Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века.
С началом эпохи Овна начинается развитие по сути первой европейской цивилизации – минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до Р.Х. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (В этом плане символичен древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает «звездного быка» – Минотавра). Конечно, люди воевали и до, и после эпохи Овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в античную культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным, и породила культ героя. Появление героев – это важнейшее событие эпохи.
Время эпохи героев тесно переплетается с религией того времени – зороастризмом. Зороастризм возник в среде арийских племен до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, Армении и Средняя Азия. Существует также теория о зарождении ариев севернее – на территории современной России и Казахстана.
Зороастризм является первой пророческой и монотеистической религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н.э. В это же время повсеместно зарождается «звериный стиль», отражая мысли и чувства его создателей и эпохи. Мифологическое представление о Вселенной, извечная борьба добра и зла, света и тьмы отражены древним мастером в облачении Золотого человека.
В сознании индоиранских народов, в том числе и сакских племен, мироздание имело трехчастную структуру и состояло из трех миров: верхнего – небесного, среднего – земного и нижнего – подземного и подводного, то есть потустороннего.
Образы травоядных животных (оленей, козлов, антилоп и т.д.) в скифском искусстве понимаются как символ смертного земного мира, они обречены на смерть, которую несут убивающие их хищники, принадлежащие, как и фантастические чудовища, к нижнему, иному миру.
«Саки (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные настолько, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были дакскими луками и кинжалами... – сообщал Геродот. Он утверждал, что конница саков представляла собой серьезную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых сражалась. – В войске наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков».
Саки, согласно древним источникам, делились на три большие группы: носящие остроконечные шапки, варящие напиток хаом и заморские. Часть этих племен в конце концов была покорена персидскими царями. Во II веке до нашей эры саки после длительной войны были оттеснены на земли, входящие ныне в границы в том числе Казахстана, где и осели. Вскоре они были полностью ассимилированы местными жителями и уже в первых веках нашей эры как самостоятельный народ исчезают из исторических хроник.
Европейские этнографы XVIII–XIX веков начали изучение кочевых и полукочевых народов Средней Азии, когда те находились в состоянии культурного и социально-экономического застоя, а отдельные племена вообще были почти на грани голодного вымирания. И по сути дела, пишет доктор исторических наук К.А. Акишев, эта печальная картина была целиком перенесена и в историческую перспективу – без всякого учета катастрофических потрясений, испытываемых народами Средней Азии, начиная с вторжения орд Чингисхана, приведшего в итоге к нарушению и гибели исторически сложившихся коммуникаций и взаимосвязей, резкого уменьшения поголовья скота – основы существования кочевых обществ. На этом видимом современниками социально-экономическом фоне, продолжает исследователь, «своеобразные формы общественной организации и государственного строя, материальной и духовной культуры, сложившейся в результате многовекового развития, возникшие в определенной среде и в определенной обстановке и приспособленные к своему образу жизни и быту, к своим традициям, вкусам и духовным запросам, считались низшими и варварскими...»

«Да, скифы мы!»
Со временем новые исторические и археологические данные все больше и больше ставили под сомнение эти сложившиеся представления. «Археологи постепенно выявили, – пишет академик Б.Б. Пиотровский, – общность многих элементов культуры от Дуная на западе вплоть до Великой китайской стены на востоке, на широкой полосе степей предгорий и горных пастбищ, между 40 и 50 параллелями». На обширнейших просторах протяженностью свыше 7000 километров сложился и около десяти веков существовал конгломерат схожих между собой скифских культур. Особенно отчетливо эта схожесть проявилась в так называемом скифосибирском зверином стиле – золотых, серебряных, бронзовых изделиях и украшениях, вышивке на тканях. Мир скифского искусства был миром хищников, птиц, оленей, горных козлов, то фантастически преобразованных мифологической фантазией мастеров, то изображенных с предельным, даже натуралистическим, подобием. Но в этом мире вплоть до середины XX века исследователи не могли увидеть следов саков.

В преддверии Иссыка
В 1947 году советские археологи начали раскопки курганов в Горном Алтае – в тех местах, где, по Геродоту, кочевали племена саков. Результаты этих раскопок оказались поистине сенсационными. Слой вечной мерзлоты сохранил буквально в первозданном виде не только вещи, но и тела погребенных – спустя тысячелетия исследователи смогли даже изучить редкостную по своей изощренности татуировку погребенного знатного воина (кстати, абсолютно соответствующую звериному стилю всего скифского искусства).
Были сделаны открытия и в других курганах, свидетельствующие о развитой социальной структуре сакского общества Семиречья. И вот науке открылось богатство сакского кургана Иссык.
Иссыкский курган-могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифско-сакского периода, одним из величайших открытий 20 века. Памятник датирован IV в. до н.э.
Вот какие строки вошли в мировые энциклопедии: «На окраине города Есик Алматинской области раскопан Сакский курган, широко известный во всем мире. Под ним в могиле, обложенной бревнами ели, на деревянном полу лежали останки сакского воина в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами (Золотой воин). Голову его венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих солнечного бога. Длинный меч и короткий кинжал составляли его вооружение. Вместе с воином в могилу были уложены глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные сосуды из серебра и бронзы».

26 004

Последние исследования…
К настоящему времени ученые склонны считать, что Золотой человек все-таки молодой мужчина и принадлежит к сакотиграхаудским правителям. По предположениям казахстанских археологов, он является представителем правящей династии Империи Великих Кушанов.
Похоронные доспехи молодого человека, украшенные орнаментом, представляют собой большую ценность. Сакский кинжал-акинак признан шедевром «звериного» стиля. По обеим сторонам кинжала на золотой пластине изображено 21 животное – волк, лиса, горный баран, антилопа-сайгак, кролик, змея и другие.
Захороненный в кургане воин действительно был золотой – в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра. И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала, позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать (впервые в науке) облик сакского воина. Именно сакского – и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».
А те произведения звериного стиля, что были найдены в кургане Иссык, не только окончательно «ввели» саков в великий мир скифского искусства, дав исследователю право говорить о существовании самостоятельной школы мастеров Семиречья, но и позволили сделать предположение, ранее казавшееся невозможным.

Ошеломляющая находка
«Комплекс находок в кургане Иссык, – пишет К.А. Акишев, – дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект – смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества... По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана...»
И этот вывод исследователя, кроме того, подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков золотого воина, археологи обнаружили нацарапанные знаки – следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!
К. А. Акишев осторожен в своих выводах относительно этой находки, поскольку надпись из кургана Иссык еще не расшифрована. Кроме того, пока эта находка – единственная, хотя, как пишет исследователь, в свое время археологами были найдены отдельные знаки, указывающие на возможность существования письменности в Семиречье эпохи саков. Тщательный анализ показал, что надпись на чаше, состоявшая из двух строк, содержит в общей сложности 25 или 26 знаков, среди которых удалось распознать 16 или 17 различных, что свидетельствует об алфавитном характере надписи. И этот анализ, проведенный крупнейшими специалистами Института востоковедения АН СССР, заканчивается такой фразой: «Весьма возможно, что надпись на чаше написана неизвестным ранее алфавитом».
Скифы не оставили после себя письменности, среди тысяч и тысяч археологических находок, сделанных в скифских курганах, не обнаружено даже следов ее существования. И сложилось убеждение, что в скифских обществах вообще не было письменности, так как уровень их развития позволял обходиться без нее. И вот так несправедливо обойденные историей саки, долгое время казавшиеся глубокой периферией скифской культуры, дарят надежду на то, что и это мнение не столь уж незыблемо.

Связь времен
Верования древних людей предполагали существование постоянного обновления жизни через возрождение, которому предшествовала смерть. Так, головной убор Золотого человека украшает сложная композиция из бляшек с изображением животных, растительных мотивов и геометрических фигур. Животные в орнаменте изображены в неестественной позе. Например, бегущий галопом олень, не может оказаться в таком положении. Возможно, в искусстве кочевников так изображалось жертвенное животное, а его поза – это условная композиционная схема, закрепленная традицией. Искусство «звериного стиля» являлось как бы зеркалом, отображающим взаимоотношения людей с окружающей их природой, восприятие человеком действительности как вечного поединка добра и зла, жизни и смерти. Золотой человек стал олицетворением связи времен, мужества защитников земли, на которой жили предки сегодняшних казахов – саки, гунны, уйсуни, кипчаки.
Золотой человек на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алматы. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.
Материал подготовили Василий ШУПЕЙКИН и Ирина ВАСИЛЬЕВА