Оценка воздействия государственного социального заказа для решения проблем населения

Одной из характеристик динамичного развития неправительственного сектора является его активное участие в социально значимых проектах. В нашей стране такие проекты реализуются в рамках государственного социального заказа. И сегодня существует позитивная тенденция по работе НПО с госзаказом, потому что часть тем проектов направлена на социологические исследования, которые определяют потребности населения, прозрачность и качество услуг.
С целью изучения мнения представителей НПО и получателей социальных услуг о состоянии дел в сфере, связанной с реализацией государственного социального заказа, общественный фонд «Информационн-ресурсный центр» провел социологическое исследование в рамках проекта «Оценка воздействия государственного социального заказа для решения проблем населения».
В опросе приняли участие 50 НПО и 2500 респондентов из пяти регионов Казахстана – г. Астаны, г. Алматы, Карагандинской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей.
В числе поставленных задач исследования были такие, как: соответствие проектов потребностям бенефициаров, определение актуальных тем для лотов, определение факторов, препятствующих эффективной реализации социальных проектов, поиск мер по повышению качества предоставления услуг, оценка населением качества и социальной значимости услуг.
В качестве недостатков процесса реализации социального заказа в Казахстане экспертами были названы факторы, как то: слабое влияние НПО на формирование тем социального заказа, преобладание краткосрочных (менее 1 года) социальных проектов, финансируемых на местном уровне, преобладание критерия минимальной цены при отборе проектов, недобросовестная конкуренция и демпинг со стороны неквалифицированных НПО.
Также в оказании услуг в рамках государственного социального заказа была озвучена сложность с оценкой эффективности и результативности проектов. Согласно результатам проведенного исследования большинство НПО полагают, что введение стандартов благотворно повлияет на реализацию и на конечный результат государственного социального заказа. Прежде всего, по их мнению, это повысит качество и условия оказания услуг, представляемых в рамках государственного социального заказа, а также обеспечит равные возможности для НПО.
По мнению представителей г. Астаны (66,9%) и г. Алматы (60%), реализация государственного социального заказа может эффективно решать социально значимые проблемы населения. Отрицательные ответы на данный вопрос чаще всего давали НПО Южно-Казахстанской области – 41,7% респондентов.
Степень удовлетворенности услугополучателей проектов, реализуемых в рамках государственного социального заказа, наиболее высоко оценили НПО Карагандинской области, давшие среднюю оценку 9,5 балла по 10-балльной шкале. Достаточно высоко оценили степень удовлетворенности получателей своих услуг НПО г. Алматы (8,8 балла), г. Астаны (8,1 балла). Наиболее низкую оценку дали НПО Южно-Казахстанской области – 5,5 балла, что соотносится с неполным соответствием оказываемых услуг потребностям услугополучателей.
О соответствии проектов потребностям целевой аудитории, реализуемых в рамках государственного социального заказа (70%), по Южно-Казахстанской области считают: «не соответствует». О частичном соответствии сообщили и 30% алматинских НПО.
Эффективность деятельности большинства казахстанских НПО в рамках госсоцзаказа является, по мнению НПО, достаточно высокой. Наименее эффективно действовали НПО Южно-Казахстанской области.
Принимая во внимание достаточно высокие оценки полученных услуг, неудивительно, что большинство услугополучателей считают, что НПО способны предоставлять населению качественные социальные услуги в рамках государственного социального заказа.
Таким образом, по мнению большинства опрошенных НПО, проекты, реализуемые в рамках государственного социального заказа, вполне соответствуют потребностям целевой аудитории.