Памяти мастера

Утром 10 мая ушел из жизни архитектор, художник и дизайнер Тимур Сулейменов. Он навсегда вписал свое имя в историю независимого Казахстана как один из главных авторов национальной валюты Казахстана, которая в этом году отметит свое 25-летие.

18 001

Приглашение разработать дизайн национальной валюты он, в ту пору депутат Верховного Совета республики XII созыва, получил от председателя Комитета по бюджету и финансам Саука Такежанова.
– Это был очень сложный процесс, – рассказывал Тимур Бимашевич. – Вся информация о производстве денег в СССР была закрытой. Первые концептуальные эскизы национальной валюты у меня, прямо скажу, были беспомощными. Они получились орнаментальными, то есть на них не было никакого портретного изображения, и по рисунку они напоминали казахские ковры-текеметы и сырмаки. Никто меня по рукам не бил, но я сам понимал, что это не то… Срочно требовался консультант-технолог. В республике таковых не было. Но, узнав, что Казахстан нуждается в собственной валюте, в конце 1991-го – начале 1992 года в Алматы стали слетаться со своими предложениями представители различных иностранных фирм – производителей денежных знаков. Все они начинали заниматься этим видом бизнеса еще в 60-е годы прошлого века, когда в Азии, Африке и Латинской Америке стали формироваться независимые государства.
Среди множества других в Казахстан приехала и английская компания «Харрисон и сыновья». Ее представители Джон Бресли Гиббон и доктор Пейн дали исчерпывающую информацию о том, что такое вообще производство денежных знаков и какие основные требования и стандарты к ним предъявляются. Самое главное, сказали англичане, валюта должна быть защищена от всевозможных подделок. То есть на них должны быть открытые и скрытые элементы защиты.
«Внесение портретов на валюту – это незыблемый стандарт, – просвещали казахстанцев англичане. – В их изготовление закладывается большая часть защиты от подделок. Портреты делаются вручную, а их гравировка и печать ведутся в особом технологическом режиме.
После того как специалисты «Харрисона» провели с рабочей группой по внедрению национальной валюты своеобразный ликбез о формировании финансовой и экономической основы производства национальной валюты, стало ясно, что орнаментальное направление, которое предлагал Тимур Сулейменов, не может быть принято по той причине, что оно не гарантировало защиту от подделок.
В феврале 1992 года в Казахстане была сформирована команда, которая должна была поехать в Великобританию изучать зарубежный опыт и знакомиться с фирмами, которые могли бы взять на себя производство национальной валюты. В нее кроме руководителя группы Тимура Сулейменова вошли председатель только что сформированного в Казахстане Национального банка Галым Байназаров и представители усть-каменогорского Ульбинского металлургического завода, где предполагалось создать монетный двор и где уже были сделаны первые пробные монеты.
В Англии Тимур Сулейменов сделал эскизы с портретом аль-Фараби. Они стали концептуальной основой для будущих денег. После их утверждения Президентом Казахстана были определены сроки: максимум через год, то есть в марте-апреле 1993 года, весь объем национальной валюты должен быть готов.
Деньги делались под Лондоном, в городишке Хай-Уиком. Работать над дизайном валюты туда выехала во главе с Тимуром Сулейменовым группа дизайнеров – Мендыбай Алин, Аим Дузельханов, Айрат Исмагамбетов и Хайрулла Габжалилов. Англичан казахстанцы удивили тем, что могли работать быстро и качественно при почти полном отсутствии условий. Подрядчик – та самая компания «Харрисон и сыновья» – поставил, например, условие подготовить оригиналы для печати за две недели, а они были сделаны за 10 дней.
Там был один тяжелый для подрядчика момент. Фирма «Харрисон и сыновья» производила денежную валюту для многих стран мира, и никогда не было такого, чтобы заказчик сам занимался дизайном. Поэтому англичане приняли казахстанцев вначале в штыки. У наших специалистов вообще положение было неопределенным с самого начала – то ли они наняты Нацбанком Казахстана, то ли компанией «Харрисон и сыновья». Последний, поскольку не было никакого договора, ничего им не платил за разработку дизайна. По совету англичан группа из шести казахстанских дизайнеров, уже в ходе работы в срочном порядке создала фирму «Дизайн-центр Казахстан». Однако это не помогло: Нацбанк запретил им вступать с подрядчиком в договорные отношения. Если бы с ними не приехал представитель Нацбанка, то дизайнерам в буквальном смысле пришлось бы жить на улице. Узнав, что никто в Англии не собирается содержать специалистов из Казахстана в качестве почетных гостей, он распорядился включить плату за жилье и пропитание в счет будущих взаиморасчетов между сторонами. Командировочные, как вспоминал Тимур Бимашевич, были до того мизерными, что, во-первых, из-за этого, а во-вторых, из-за экономии времени им жили не в городе, а в деревенской гостинице под Хай-Уикомом. Питались гостиничными завтраками и ланчами, а ужинали захваченными из ресторана сэндвичами. Из-за отсутствия карманных денег курящим пришлось бросить это занятие. Спасало то, что Тимур Сулейменов, будучи руководителем группы, часто летал в Алматы на утверждение эскизов у Президента и у руководства Нацбанка. Когда возвращался обратно в Англию, старался захватывать с собой как можно больше еды.
Так в условиях неопределенности и был подготовлен дизайн национальной валюты. Выступая позже в Парламенте, председатель Нацбанка Галым Байназаров громко заявил: национальная валюта обошлась нам очень дешево благодаря экономии на дизайне!
Но самое странное было потом. Хотя в Законе «О национальной валюте», который был принят 27 декабря 1993 года, была статья об охране авторских прав, ни дизайнеры, ни даже Нацбанк не обладали авторским правом на дизайн национальной валюты. Дело в том, что в принятом позже Гражданском кодексе было сказано, что авторское право на нее и на государственные символы не распространяется. Великобритания незамедлительно этим обстоятельством воспользовалась: английская королева наградила подрядчика – фирму «Харрисон и сыновья» – Золотым королевским знаком за лучший английский продукт, произведенный на экспорт. И тем самым подтвердила авторское право «Харрисона» на дизайн нашей национальной валюты.
Вспоминая историю создания тенге, Тимур Сулейменов рассказывал случай из жизни, больше похожий на анекдот. Некий высокопоставленный чиновник на одном из мероприятий, посвященных празднованию национальной валюты, спросил у присутствующих: «Произведения какого художника народ Казахстана так любит, что хочет коллекционировать их как можно больше? Кто этот художник и как называется это произведение?» На вторую часть вопроса ответили быстро – валюта РК, а вот художника никто не знал…
Разия ЮСУПОВА