По маршруту старшего поколения

Двадцать пять лет потребовалось Казахстану, чтобы подготовить почву для своего лидерства на финансовом рынке Центрально-азиатского региона

Двадцать пять лет потребовалось Казахстану, чтобы подготовить почву для своего лидерства на финансовом рынке Центрально-азиатского региона. Это намерение, озвученное в программе Пяти институциональных реформ, член совета молодежной республиканской организации «Жарасын» при АНК Шухрат ТАШПУЛАТОВ считает вполне своевременным.

– В разделе индустриализации и экономического роста Плана нации речь заходит о создании в стране международного финансового центра с формированием фондовой биржи и прочих структур по обслуживанию рынка капитала. Поясните значение для экономики этих финансовых институтов.
– Самые крупные ин­­ституты, обслуживающие рынки ценных бумаг, сегодня находятся в Северной Америке, Европе, Австралии, Японии. Эти государства одними из первых создали международные структуры, которые обеспечивают привлечение капитала и скорость обмена информацией в этой сфере. Мы же перешли на модель капитализма всего 25 лет назад – в плане развития экономики не такой большой срок. За этот период необходимо было создать целевую базу для инвестирования: сформировать частную собственность, открыть новые современные производства, принять понятное законодательство и представить миру Казахстан как страну, привлекательную для инвестиций. Теперь, когда заданные условия в той или иной мере выполнены, мы можем ускорить процесс экономического роста за счет создания влиятельного финансового центра с фондовой биржей, которая обеспечит публичность информации и скорость ее обмена, а наши компании смогут максимально раскрывать свой потенциал и получать наилучшие предложения от инвесторов. По предварительной оценке, результат деятельности запускаемого финансового центра за первые 10 лет выразится в сумме около 13 миллиардов долларов. Полученные доходы не только простимулируют экономику, но и изменят структуру ВВП за счет увеличения доходности несырьевого сектора.
– Более того, Казахстан претендует на создание крупнейшей в Азиатском регионе фондовой биржи. Это оправданные амбиции?
– Без сомнения. Цен­тральная Азия обладает колоссальными человеческими и природными ресурсами, а подобных институтов здесь единицы, и в основном они локальны. Создавая международный финансовый центр, мы сможем обеспечить его услугами большую часть Центрально-Азиатского региона и не только привлекать капитал в собственную экономику, но и получать дополнительные дивиденды от обслуживания финансовых потоков, привлеченных в содружественные государства, – в настоящее время в Центральной Азии большое количество компаний, нуждающихся в инвестициях и потенциально интересных инвесторам, но о них мало известно. Эти планы, несомненно, благоприятно отразятся на национальной экономике и благосостоянии казахстанцев. Главное – качественно их исполнить.
– Большое место в «100 шагах» отведено развитию конкретных направлений инвестирования в национальную экономику. Стоит вспомнить, что отчасти этому служит и программа Народного IPO. Можно ли сравнивать две эти формы привлечения финансов и какими вам видятся успехи и перспективы проекта по приобщению казахстанцев к управлению национальными компаниями?
– Для меня это все-таки разные механизмы, поскольку расходятся главные их цели. Народное IPO больше направлено на то, чтобы предоставить казахстанцам альтернативную возможность для увеличения своих накоплений и начать формирование в обществе культуры инвестирования. В этом случае риск потери вложений инвестора-населения невысок, так как компании, выходящие в программу Народного IPO, национальные. Да и объем привлекаемых средств не столь велик, чтобы оказать существенное влияние на рост экономики. Успех этой программы будет зависеть исключительно от успешности деятельности самих компаний и стратегии инвестора, а стратегия по большей части долгосрочная, поэтому и результат ее мы узнаем только в будущем. Что же касается проектов инвестирования, описанных в «100 шагах», то тут совершенно четкие цели – привлеченные капиталы должны послужить форсированному развитию и росту конкретных производств, отдельных секторов и экономики в целом. Ведь речь идет о стратегических инвесторах, а это, как правило, инвесторы с большим капиталом, богатым опытом и знаниями, которыми они готовы делиться, что сильно отличает их от народных инвесторов. Так же сложно говорить и о перспективах участия граждан в управлении национальными компаниями. Едва ли Народное IPO сможет обеспечить его в полной мере. Для этого, скорее, должны сформироваться другие институты и программы, в том числе описанные в «100 конкретных шагах»: международный финансовый центр, private banking, управление активами и так далее. Когда у нас сложится полноценный инвестиционный рынок, культура инвестирования, доверие к инвестиционным фондам, вот тогда простые казахстанцы смогут участвовать в управлении национальными компаниями.
– Какие, по-вашему, принципиальные моменты для финансовой и экономической деятельности государства определяет всеобщее декларирование доходов граждан, о котором также говорится в «100 шагах»?
– Очевидно, что в первую очередь это прозрачность и полнота налоговых сборов. Информация о реальных доходах важна для оценки роста экономических показателей, учета и планирования, что также обеспечит системное развитие государства. А если брать во внимание очередность внедрения процедуры декларирования – с 2017 года она запускается для государственных служащих и только потом для всех граждан, – то, наверное, целью ставится еще и усиление контроля за финансовым благосостоянием чиновников и повышение прозрачности их деятельности.
– Вы представляете молодежную организацию при Ассамблее народа Казахстана. Как в ее деятельности отражаются концепты пяти институциональных реформ? Расскажите о конкретных проектах и делах организации «Жарасын».
– С 2015 года – момента образования нашей организации – мы провели около 50 различных мероприятий, в которых участвовали не менее 16 тысяч молодых людей. Наша главная цель – создание условий для всестороннего развития молодежи, представителей различных этносов Казахстана на основе национального единства, политики Президента и деятельности Ассамблеи народа Казахстана. Я расскажу об одном из наших проектов, он заслуживает внимания благодаря своим масштабам. Напомню пункт «100 конкретных шагов», где говорится о разработке госпрограммы «Большая страна – большая семья». Программа не только разработана, но и запущена. Именно наша организация инициировала проведение в ее рамках беспрецедентного благотворительного интернет-проекта. За счет современных коммуникативных технологий в него будет вовлечено колоссальное количество участников, готовых внести свою лепту в благотворительность. Проект уже поддержан казахстанским бизнесом и набирает популярность. Мне представляется, что события такого размаха и общественного значения становятся своеобразным социальным клеем, который упрочивает нацию, укрепляет гражданскую идентичность. Они демонстрируют взаимную заинтересованность и готовность к взаимодействию государственного и гражданского секторов. И сама по себе благотворительность – мощное консолидирующее средство, потому что быть отзывчивым на чужую беду или проблемы значит быть патриотичным. Ведь Родина – это не только земля, общая территория, но и соотечественники – носители общей культуры, языка, традиций. Поэтому благотворительность – инвестирование в свою среду обитания, в свое будущее.
– Если же говорить в широком масштабе, каким, по вашему мнению, должно быть участие молодежи в реализации всех последних государственных программных документов, в том числе Плана нации и патриотического акта «Мәңгілік ел»?
– Я думаю, обязанность молодежи – понять и осмыслить те задачи, которые ставит перед нами старшее поколение и которые четко обозначены в судьбоносных для Казахстана документах. Это вовсе не значит, что мы должны скопировать и «дословно» повторить прежний опыт. Да и сама жизнь с ее многообразием и быстрым развитием этого не позволит. Лояльность к альтернативным мнениям, принципам, жизненному выбору – признак толерантности. Однако не стоит забывать, что нередко под соусом демократических ценностей преподносятся весьма сомнительные, опасные и разрушительные альтернативы. Наша организация, например, создана для обеспечения диалога между лидерами молодежи различных этносов и конфессий, потому что первостепенной задачей остается сохранение межэтнической толерантности и общественного согласия в Казахстане. А молодым нужно следить за ситуацией в мире, отслеживать общемировые тенденции, делать выводы и сверять их с маршрутом государства, картой его развития, которую как эстафету передаст нам старшее поколение.
Людмила ГОРДЕЕВА