По устойчивой восходящей траектории

День Независимости

6 001

6 00225-летний путь Казахстана от республики распавшейся империи до признанного члена мирового сообщества, равного среди равных, может впечатлить и скоростью преобразований, и масштабом перемен, и достигнутыми успехами. Но всякий юбилей Независимости страны – еще и повод для анализа и определения новых ориентиров развития. Эти темы звучат и в нашем разговоре с главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, доктором политических наук Юрием БУЛУКТАЕВЫМ.

– Юрий Очирович, назовите самые значимые и знаковые, на ваш взгляд, достижения в истории Казахстана последнего 25-летия.
– Само по себе обретение республикой Независимости – точка начала отсчета новой эпохи и, без сомнения, самое значительное историческое событие для страны и ее граждан. В декабре 1991 года перед Казахстаном как суверенным государством встала сложнейшая задача – возродить подлинную государственность со всеми ее атрибутами. Достичь этой цели предстояло в условиях модернизационного процесса, казахстанская специфика которого заключалась в следующем: во-первых, требовалась трансформация посткоммунистического режима, не имевшего ранее аналогов в истории; во-вторых, модернизация носила догоняющий характер и одновременно решала задачи, относящиеся к различным этапам технологического и экономического развития; в-третьих, реформаторский процесс происходил в унитарном государстве, чрезвычайно неоднородном как в историческом, так и социокультурном, религиозном отношениях.
– И сегодня мы говорим о том, что эти задачи были целиком решены?
– Без сомнения. Посткоммунистический переход был произведен путем мирной революции, которая в республике началась не с подключения к экономической международной системе, как это случилось в большинстве посттоталитарных и поставторитарных стран, осуществлявших переход к демократии раньше нас, а с изменения политической системы. Именно это и предопределило особенность политического развития Казахстана, когда в первые фазы процесса преобразований доминировали внутриполитические изменения.
В целом за последнюю четверть века Казахстан обрел высокую динамику развития по всем направлениям государственного строительства. Была создана устойчивая и сильная государственная власть, сохранен гражданский мир, произошла стабилизация внутриполитических процессов, в исторически короткий срок достигнуты позитивные перемены в экономике, республика получила признание международного сообщества. Все это позволило укрепить государственность, развивать культуру и образование, улучшать благосостояние народа.
Маркерами этой эпохи, или, как принято говорить, знаковыми событиями, сопровождавшими процесс становления и укрепления независимости, стали: закрытие Семипалатинского ядерного полигона и подписание Договора о нераспространении ядерного оружия; принятие конституций Республики Казахстан в 1993 и 1995 годах; введение национальной валюты; вступление Казахстана в ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ; перенос столицы республики; создание по инициативе Казахстана Евразийского экономического союза и деятельность в рамках этого интеграционного объединения; председательство в международных организациях – ОБСЕ, ОИС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА и Тюркском совете; членство в Совете Безопасности ООН на два следующих года; регулярное проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий.
– Часто вместе с феноменом казахстанской Независимости рассматривается еще одно понятие – «фактор Назарбаева». Как вы оцениваете связь этих двух явлений и что добавит практика Казахстана в мировую эпопею под названием «Роль личности в истории»?
– Давайте вспомним такой факт. Почти сразу после президентских выборов 1991 года была представлена «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Она стала первым трехлетним общегосударственным планом независимого Казахстана. Примечательно, что стратегической целью в этом документе было определено развитие суверенного государства с сильной президентской властью. Исторический опыт показывает: чаще возрастание роли власти президента объясняется не властолюбием главы государства, а диктуется необходимостью управлять все более сложным обществом. И потому в таких странах сильная президентская власть приводила в движение всю систему – президент выражал мнение нации, а институт президентства исполнял роль двигателя. Само по себе наличие в политической системе фигуры государственного лидера можно считать одним из достоинств президентской формы правления. Объясняется это тем, что, во-первых, его избрание посредством всенародных выборов обеспечивает реализацию такой демократической нормы, как ответственность власти перед избирателями. А во-вторых, всенародные выборы президента повышают демократическую легитимность политической системы, так как президент всегда представляет большинство избирателей. Другое преимущество президентской формы правления – то, что она обеспечивает стабильность исполнительной власти. Эта особенность, как отмечают многие ученые, резко контрастирует с непрочностью многих парламентских систем правления, которые отличают частые кризисы деятельности кабинета министров и смены премьер-министров, что так характерно для многопартийных демократий Запада.
– Но все же, говоря об исторической роли президента Казахстана, чаще в качестве безусловных его преимуществ называются личностные качества.
– Конечно, субъективный фактор ни в коем случае нельзя снимать со счетов. Ведь очевидно, что сильное президентство может обеспечить только сильный, обладающий мощной жизненной энергией человек как основной и неотъемлемый элемент эффективной власти. Истории известно немало примеров деяний президентов с обратной репутацией. Были среди них и те, кто приводил свою страну к распаду. Да и теперь можно назвать имена правителей, реноме и статус которых не только экспертами, но и общественным мнением определяются как «слабый президент». И здесь некоторые исследователи склонны настаивать на следующей формуле: «слабый президент – слабая страна». К счастью, жители Казахстана по праву гордятся своим лидером – Нурсултан Назарбаев сильный президент, способный не только постигать и выдвигать цели, но и объединять усилия многих людей в их достижении. И это главное. Сильный президент стал для Казахстана символом новой эпохи, эпохи нациестроительства.
Если вернуться к понятию «феномен Назарбаева», то смысл его, по-моему, в том, что наш президент обладает высоким интеллектуальным потенциалом, умением стратегически мыслить и учитывать исторический и современный контекст. Отмечу также, что его фигурой во многом определяется международный имидж и особый статус современного Казахстана. Сегодня не только международные эксперты, но и лидеры ведущих государств мира признают успешным казахстанский опыт реформ. К примеру, избранный президент США Дональд Трамп, поздравляя президента Казахстана с 25-летием Независимости страны, заметил, что под руководством Назарбаева Казахстан «достиг фантастических успехов, которые можно назвать чудом».
За два с половиной десятка лет образ Нурсултана Назарбаева как лидера нации, лидера-знаменосца закрепился в сознании казахстанцев. И это связано с большими надеждами на устойчивое и перспективное развитие.
– С какими трудностями сталкивается Казахстан в становлении демократических институтов? В частности, как вы оцениваете состояние гражданского общества в нашей стране?
– Особенность демократической модернизации в Казахстане определилась тем, что переход к демократии начался в сложных политических, экономических и социальных условиях, и в силу этих факторов процесс преобразований стал не одномоментным, а поэтапным. Но главным итогом этого процесса явилось принятие в 1990-х годах демократического вектора развития на фоне сохранения политической стабильности. В короткий срок был обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданин, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.
Состояние гражданского общества справедливо признается как один из ключевых показателей демократии в любой стране. Так и для демократизации политической системы Казахстана зрелое гражданское общество имеет важнейшее значение. Сегодня в стране созданы необходимые институциональные, в первую очередь законодательные и организационные предпосылки для его становления и развития. Это правовая основа для деятельности политических партий, профсоюзов, многочисленных добровольных ассоциаций и союзов третьего сектора. Всего за годы независимого развития в Казахстане появилось около двадцати тысяч различных политических и общественных объединений с официальным статусом. Их как раз можно отнести к так называемому третьему (некоммерческому) сектору, первые два – государство и бизнес. Деятельность этих организаций направлена на гармонизацию социальных отношений, развитие личности, воспитание у людей гражданской ответственности. Выработаны и средства взаимодействия государства и НПО, оно строится на принципах равноправного партнерства в рамках общенационального диалога, главный механизм которого – Гражданский форум Казахстана.
– Вы говорите о формальной стороне дела, но практика выглядит несколько иначе. В обществе пока не так велики претензии на право соучастия в государственном управлении, существует даже некая социальная инфантильность. Это тоже проблемы роста?
– Скорее, проявление того, что процесс институционализации демократии все еще опережает процесс социальной мобилизации населения. А это действительно во многом следствие неразвитости гражданского общества в стране. За несколько лет политических реформ руководству республики удалось создать формальные основы институтов демократии, но для заполнения их реальным содержанием, выработки новой политической культуры, которая является движущей силой развития гражданского общества, видимо, потребуется время. Изменения в общественном секторе протекают медленнее по сравнению с реформированием государственных структур. Такое состояние во многом продиктовано самой особенностью гражданского общества, поскольку оно состоит из огромного числа составных элементов, что консервирует и замедляет внутренние изменения.
Гражданское общество формируется с помощью законов, прав, свобод его членов, но только самими гражданами путем конкретных форм самоконструирования и самомобилизации. Однако одна из самых главных проблем, тормозящих выход на авансцену гражданских инициатив, заключается в том, что в стране не сформировался, говоря научным языком, реальный субъект гражданского общества. А если по-простому – не созрела личность, обладающая инициативой и достаточной экономической самостоятельностью, осознавшая свои гражданские, политические, социальные права, способная активно защищать собственные интересы на конституционно-правовой основе.
Кроме того, остается низкой роль общественных организаций в жизни населения. В их деятельности принимает участие меньшинство граждан. Поэтому причина неразвитости «третьего» сектора кроется не только в слабости самих общественных организаций, но и в сложившейся традиции полагаться только на свои силы и свое ближайшее окружение. НПО еще предстоит пережить долгий эволюционный процесс, чтобы стать одним из ключевых элементов общественно-политического сектора и заслужить доверие казахстанских граждан.
– Вы считаете, это должно случиться, ибо зрелое гражданское общество – необходимость для демократического государства?
– Вне всякого сомнения. Без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего ее работать в своих интересах, невозможен социальный прогресс. Поэтому остаются крайне актуальными проблемы самоорганизации, формирования и развития механизмов общественного контроля, выстраивания содержательного диалога и взаимодействия с органами власти.
Что касается перспективы дальнейших демократических преобразований, то в недавнем интервью агентству Bloomberg президент Казахстана отметил, что при проведении подобных реформ «следует руководствоваться необходимостью, а не стремлением понравиться кому-то. Так что ничего мы просто так, чтобы понравиться кому-то, делать не будем. Мы будем делать то, что нужно Казахстану, нашему народу для стабильного развития экономики, внутренней стабильности».
– А какой должна быть роль Ассамблеи народа Казахстана в свете меняющихся демократических, политических, идеологических ориентиров?
– Ассамблея народа Казахстана – это уникальный институт укрепления национального единства с конституционным статусом. В Мажилисе ассамблеей создана депутатская группа межпартийного сотрудничества по вопросам мира, общественного и межэтнического согласия. По сути, это новый механизм взаимодействия депутатов от разных партий. Такая практика распространяется и на уровень областных маслихатов. Укрепление доверия в отношениях между представителями различных этносов, обеспечение гармонизации межэтнических отношений – одна из главных целей ассамблеи. А в условиях реализации Стратегии «Казахстан-2050» президент поставил перед ассамблеей стратегическую цель – стать по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом, не сужать, а расширять свою миссию. В контексте этой задачи ассамблее надлежит утверждать в сознании людей общие ценности – согласие и толерантность. В современных условиях межэтническому согласию и толерантности альтернативы нет. И не важно, касается ли это конкретного государства или всего международного сообщества. Эти идеи являются ценностным основанием растущего миротворческого потенциала Казахстана, и потому должны и далее бережно сохраняться и развиваться.
– Какие угрозы глобального и, скажем так, внутреннего масштаба нужно учитывать при планировании будущего казахстанской нации?
– Юбилей Независимости проходит на фоне серьезных системных кризисов и сдвигов как в мировой политике и мироустройстве, так и в национальной экономике. Современный мир сотрясает культурная и нравственная деградация. Перед многими странами, в том числе и Казахстаном, встала задача смены экономической модели. Актуальными являются вопросы национальной и религиозной идентичности, проблемы старения населения, угроза экстремизма и терроризма. Приходится признать, что основной чертой современности становится неопределенность. Обостряется борьба за овладение капиталом и властью.
И потому дальнейшие успехи Казахстана будут связаны с программами «умного» инвестирования не только в индустриальные проекты, но и в социальную сферу, образование и здравоохранение. Любое эффективное государство должно обеспечивать стране политическую стабильность, экономический рост и перспективу социального развития. Оно не может быть успешным без вложений в будущие поколения и «человеческий капитал».
В этом отношении очень важным представляется поддержка талантов молодого поколения. И неспроста недавно и Президент страны, и вице-премьер Правительства принимали участие в Форуме молодежи Казахстана. Немецкий государственный деятель и философ Вильгельм Гумбольдт еще в 1792 году писал: «Все в человеке есть не что иное, как организация. То, что должно в нем преуспевать, должно быть в нем посеяно». Этой философской формуле соответствует пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому в тренде будет оставаться задача социализации граждан, где важнейшими агентами выступают семья, дошкольные учреждения, учебные заведения, религиозные и общественные организации, армия и трудовые коллективы.
– И в чем все-таки будущее независимого Казахстана и казахстанской нации?
– В силе государствообразующих и общенациональных ценностей, названных нашим президентом: независимость страны и Астана; национальное единство, общественный мир и согласие; светское общество и высокая духовность; экономический рост; общество всеобщего труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и участие страны в решении глобальных и региональных проблем. В них заключается идейная основа казахстанского патриотизма. Независимость является высшей ценностью для любой страны и любого общества. Астана как столица – символ Независимости. Слагаемые достижения в стране общественного мира и согласия – это общность истории, культуры, языка, а также светское общество и высокая духовность. Труд выступает как один из решающих нацио-
нальных факторов в условиях XXI века. А общество всеобщего труда – это идеология развития. По мнению главы государства, именно оно должно прийти на смену обществу потребления. Если каждая из выше обозначенных ценностей будет укрепляться, то и государство продолжит развитие по устойчивой восходящей траектории.
Записала Людмила МАКАРЕНКО

 

Единственная родина

7 001Князь МИРЗОЕВ, член совета Ассамблеи народа Казахстана, председатель ассоциации курдов Казахстана «Барбанг».

– Курды, переселенные в Казахстан в годы сталинских репрессий, обрели здесь свою родину. С измученными переселенцами хлебом и кровом поделились гостеприимные хозяева Великой степи – казахи. Самое главное – они своей душевной теплотой отогрели все народы, не по собственной воле попавшие на эту землю. А свобода, справедливость и толерантность, которые все этносы увидели за годы Независимости Казахстана, еще больше сплотили их в единый народ.
В нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, признанная во всем мире. Все казахстанцы независимо от национальной или религиозной принадлежности обладают и пользуются всей полнотой гражданских прав и свобод, а Ассамблея народа Казахстана превратилась в уникальный механизм межкультурного и межэтнического диалога, действенный инструмент народной дипломатии, взаимодействия государства и гражданского общества.
Сегодня казахстанские курды наряду с другими народами достигли многого в науке, культуре, образовании, общественно-политической жизни, принимают активное участие во всех сферах жизнедеятельности страны. У каждого из них есть возможность реализовать свой творческий и физический потенциал в любых сферах общественной деятельности, будь то политическое поприще, организация малого и среднего бизнеса или научно-исследовательская работа. За 25 лет выросло поколение казахстанских курдов, которые считают нашу страну своей единственной и любимой родиной.

 

Яркий путь

7 002Александр ДЕДЕРЕР, председатель Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана.

– Четвертьвековая история нашего государства наполнена как драматическими событиями первых суверенных лет, так и радостными этапами расцвета и получения результатов от того напряжения, которое чувствовалось в начале этого пути. Казахстан стал открытой всему миру страной, продемонстрировал настойчивое стремление занять свое особое место в существующем миропорядке.
Наиважнейшим достижением страны является высокий международный статус. На мировом политическом и экономическом пространстве наша страна заняла место самостоятельного субъекта, годы Независимости ознаменованы значительными успехами на международной арене. Сегодня Казахстан председательствует во многих международных организациях, что значительно укрепляет его престиж.
Укрепляется межнациональный и межконфессиональный диалог – ключевое условие модернизации общества и стратегический приоритет внутренней политики страны.
Важно то, что Казахстан показал уроки миролюбия, заботы о внутренней атмосфере казахстанского общества, где высшими ценностями являются мир и дружба между этническими группами, представителями различных религиозных конфессий, уважение различных культур и традиций. Единство в многообразии – величайшее достижение страны, которой предрекали междоусобицы и кровавую боль утрат в молохе такого противостояния.
История становления страны должна тщательным образом изучаться, ею необходимо гордиться, на ней нужно воспитывать новое поколение, достойное своего Президента, достойное людей, стоявших у истоков государства, создавших Независимый Казахстан.

 

Исторический шанс

7 003Артуш КАРАПЕТЯН, член Ассамблеи народа Казахстана, председатель Ассоциации армянских культурных центров РК «Наири».

– Независимость заложила основы мира, спокойствия и согласия в Казахстане, установив нормы о том, что граждане республики всех национальностей составляют единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.
С обретением Независимости мы получили исторический шанс вместе и самостоятельно строить свою страну. На протяжении 25 лет, совершив невероятный рывок в развитии, казахстанцы сообща трудятся над созданием сильного, динамичного, современного государства. И только благодаря единству, сплоченности и твердости духа мы добились гражданского мира и социальной стабильности.
Независимость – это еще и экономическая состоятельность страны. За период становления молодой республики выросли доходы граждан, объем ВРП на душу населения вырос более чем в 40 раз, увеличилась продолжительность жизни, повысился уровень рождаемости. Республика вошла в число 50 самых конкурентоспособных стран мира, у Казахстана большой авторитет на международной арене – страна является членом 70 международных организаций.
Сегодня Казахстан вышел на качественно новый этап государственного строительства, переход к которому определен пятью институциональными реформами, а базовым вектором Плана нации стала общенациональная объединяющая и скрепляющая полиэтническое казахстанское общество патриотическая идея «Мәңгілік ел». Не всякое государство в нынешних условиях готово предоставить своему народу подобную возможность – не формально, а реальными делами проявлять патриотизм и гражданскую позицию: каждый из нас может и должен быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу Родины.

 

Астана – символ независимости

7 004Абилфас ХАМЕДОВ, председатель Ассоциации азербайджанцев РК, член Ассамблеи народа Казахстана.

Республика Казахстан за годы независимости продемонстрировала всему миру, что страна может успешно выстраивать государственно-конфессио-
нальные отношения, поддерживать и развивать межэтническое согласие и одновременно решать вопросы государственного строительства и демонстрировать выдержку, силу, мудрость народа и руководства государства.
Созданная в 1995 году как институт координации межнациональных и межконфессиональных отношений, Ассамблея народов Казахстана уже через два года была переименована в Ассамблею народа Казахстана. Это подтверждает понимание важности роли 140 наций и этносов в общественно-политическом и социально-экономическом развитии казахстанского общества.
18 лет назад была перенесена столица республики. За эти годы Астана стало символом независимости страны и успешной реализацией всех инициатив главы государства, центром общественно-политической и культурной жизни Казахстана. Сегодня Астана известна всему миру. Ставшие традиционными международные форумы, саммиты и конференции, крупнейшие спортивные, культурные мероприятия делают ее центром притяжения людей со всего мира.
Казахстан – безъядерное государство. Стоит вспомнить, что Нурсултан Назарбаев, еще будучи председателем Совета министров Казахской ССР, пытался принять меры по сдерживанию ядерных испытаний. Сегодня по инициативе Казахстана во всем мире отмечается международный день действий против ядерных испытаний.
Мы должны консолидировать и стремиться к дальнейшему продвижению патриотического акта «Мәңгілік ел», реализации стратегии «Казахстан-2050», перед Казахстаном также стоят пять масштабных задач и 100 конкретных шагов по их реализации – вот что должно объединять всех нас, казахстанцев.