Полвека любимой работе

В Алматы открылась мемориальная доска памяти Нафизы Кирбаевой

6 001

В этот день на открытии памятника собрались родственники, друзья, соседи и сослуживцы первой женщины-казашки – водителя трамвая Нафизы Кирбаевой. Среди приглашенных были начальник трамвайного депо Абдибек Мухамеджанов и начальник отдела эксплуатации трамвайного депо Флюза Беленькая. В своих воспоминаниях они говорили о ее бесконечной трудоспособности, доброте и отзывчивости. Нафиза Кирбаева была ветераном ВОВ, тружеником тыла, ветераном труда, депутатом Верховного Совета Казахской ССР и внесла свой вклад в историю развития Алма-Аты.

6 002


– Тетю Нафизу знаю с 1974 года, когда я пришла работать в трамвайное депо, – рассказывает Флюза Беленькая. – После окончания курсов меня отправили на стажировку, и я стала ее ученицей. Она была очень мягкой и ко всем девочкам-водителям относилась с материнской заботой. Никогда не повышала голос, а меня и вовсе всегда называла «жаным».
По словам начальника трамвайного депо, Нафиза Кирбаева проработала на предприятии более 50 лет. Даже после выхода на пенсию она не мыслила своей жизни без любимой работы. По ее просьбе девочки всегда находили ей занятие на предприятии: была вахтером, выдавала инструмент водителям.
– Мы очень гордимся, что такая великая женщина, как тетя Нафиза, работала в нашем коллективе, – говорит Флюза Беленькая. – Она, девочка из аула, первой изучила такую сложную профессию, как водитель трамвая. Это со стороны кажется, что машина просто едет по рельсам. На самом деле это очень сложная профессия. И за все время работы она ни разу не допустила аварии на линии. За самоотверженную работу ее не раз избирали депутатом сначала в городской совет, затем и в Верховный Совет. Ей доверяли и отправляли депутатом на съезды не только в Москву, но и за рубеж. До сих пор сохранилась фотография ее встречи с Яношом Кадаром – государственным и политическим деятелем, фактическим руководителем Венгерской Народной Республики. Хотелось бы поблагодарить от всей души родственников тети Нафизы за то, что вместе с ее именем они увековечили и память о трамвайном депо.
Несмотря на то что несколько лет назад трамваи и рельсы, по которым они ходили, исчезли с улиц Алматы, этот железный конь навсегда останется в памяти горожан.
По воспоминаниям друзей и соседей Нафизы Кирбаевой, появление трамвая на улицах послевоенной Алма-Аты стало настоящим чудом – символом единения людей. Тогда не было такси и автобусов, а трамвай и троллейбус были единственным транспортом, который через весь город доставлял трудящееся население к точке назначения.
Ярким воспоминанием детства свои поездки на трамвае называет и племянница нашей героини Кабатай Жапаркулова. Она до сих пор помнит, как после учебы садилась в машину Нафизы Кирбаевой и каталась с ней целую смену. Работа вагоновожатой начиналась в 4 утра и заканчивалась порой после полуночи.
– Это был тяжелый труд, – вспоминает Кабатай Жапаркулова. – В 40-е годы в трамваях не было отопления, и у тети постоянно мерзли ноги, но она никогда не жаловалась, а наоборот, любила свою работу. Она была общительной, волевой и уверенной в себе женщиной. Не раз помогала горожанам решать их проблемы, будучи депутатом. Мы гордимся, ценим и дорожим памятью тети Нафизы. Она всегда была примером для всей нашей семьи. Всю свою жизнь она посвятила трамвайному депо, решению проблем простых горожан. Поэтому мы хотели бы увековечить ее имя, чтобы вместе с историей нашей тети нынешнее поколение знало историю трамвая. Ее имя неразрывно связано с Алматы, и мы были бы бесконечно благодарны, если бы именем нашей тети назвали улицу, депо либо станцию будущего ЛРТ.

История пути
Нафиза Кирбаева, в девичестве Абдыкасымова, родилась в 1923 году в селе Амангельды Джамбулского района Алма-Атинской области в семье простых тружеников. Отец Абдыкасым занимался животноводством, а мать Шайбуби – домашним бытом и воспитанием пятерых детей. Нафиза была вторым ребенком в семье после старшей сестры, которая в юном возрасте была выдана замуж за взрослого киргизского парня во времена голодомора 30-х годов, когда семья вынужденно находилась на территории Киргизской ССР. По возвращении на родину семья испытывала острую нужду, растеряв по пути практически весь скот. Вскоре умер отец, и нашей героине пришлось стать старшей для своих младших братьев и сестры. Окончив сельскую среднюю школу, она одна приехала в Алма-Ату, тогда еще столицу Казахстана. Девушка, которой не было еще и 16, искала в большом городе работу, чтобы прокормить себя и семью, оставшуюся в ауле. Из-за юного возраста ее не брали на работу, но, прибавив себе три года, она наконец-то устроилась кондуктором в трамвайно-троллейбусное управление 8 июля 1942 года. Через некоторое время, пройдя водительские курсы, Нафиза уже самостоятельно водила трамвай по улицам Алма-Аты. В 1948 году в 25 лет ее избрали депутатом Алма-Атинского городского Совета депутатов трудящихся КазССР. В последующие годы она не раз еще избиралась на эту должность, а также была членом Центрального комитета проф­союза рабочих коммунального хозяйства СССР. В 1963 году за активную деятельность, доблестный труд, высокие показатели в работе, успехи и победы в социалистических соревнованиях была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
За время депутатской деятельности проводила приемы жителей и помогала им в решении различных общественных вопросов, участвовала в работе съездов, посещала социалистические республики, помогала жителям родного аула.
В годы жизни Нафиза Кирбаева не требовала к себе внимания и вела скромный образ жизни. Все ее заслуги подтверждаются архивными документами. Непрерывный трудовой стаж Нафизы Кирбаевой в трамвайном депо города составил около 51 года. За это время она самоотверженно трудилась, посвятив свою жизнь вождению трамваев и передаче своего опыта молодому поколению. Для многих она стала достойным наставником.

История трамвая
7 ноября 1937 года после праздничной демонстрации у трамвайных вагонов собрались сотни людей. За три дня алма-атинский трамвай перевез не менее пятнадцати тысяч бесплатных пассажиров. Это был пробный пуск городской железной дороги. Прогулки по городу в трамвайных вагонах временно были прекращены – до сдачи трамвая в нормальную эксплуатацию. До 1–5 декабря строителям пришлось еще много поработать, прежде всего на укладке кабеля высокого напряжения в траншеи. Последняя партия, ожидаемая еще до ноябрьских праздников, прибыла только 27 ноября, за три дня до ввода трамвая в эксплуатацию. Под руководством инженера-электрика Трунова кабель уложили за три дня. Вечером 30 ноября на линию выпустили все имевшиеся в наличии вагоны, чтобы проверить на полную нагрузку.
1 декабря 1937 года был совершен первый рейс алма-атинского трамвая.
За пятнадцать дней на первой линии трамвая было перевезено более 300 тысяч пассажиров. Отсутствие светофоров на перекрестках привело к нескольким случаям столкновения автомобилей с вагонами. На улицах Алма-Аты в начале января 1938 г. были установлены светофоры. Они включались автоматически при приближении трамвая. Первые светофоры были изготовлены в железнодорожных мастерских Управления Турксиба. С начала 1938 года стали появляться первые трамвайные павильоны – остановки.
Ирина ТУЛИНОВА