Поучительная работа

Под праздничный аккомпанемент Дня Конституции в Алматы, как и во всей республике, почти буднично, в рабочей обстановке стартовал новый учебный год. Как и несколько последних лет, он будет эпохально-экспериментальным


Переход к обновленным программам, стартовавший в 2016 году, продолжится в разных классах по-разному. У всех свой график переустройства на новые образовательные рельсы. И только к 2021 году Министерство образования и науки планирует перевести все классы с первого по 11-й на новые учебные стандарты.
В новом учебном году на обновленное содержание перейдут ученики третьих, шестых и восьмых классов. А в четвертых, девятых и 10-х классах началась только апробация. О том, какие нововведения ожидают всех участников образовательного процесса – детей, родителей и учителей, на республиканской августовской конференции педагогических работников «Человеческий капитал в условиях четвертой промышленной революции» рассказал министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев.
По словам главы ведомства, учителя готовы к переходу обучения по обновленному содержанию, также подготовлены и соответствующие учебники, для обеспечения качества которых была проделана большая работа. А насколько высока эта готовность, как всегда, станет известно только эмпирическим путем. Опыт же, как сказал классик, сын ошибок трудных. Новинок и вправду немало. О них стоит поговорить отдельно.
Так, с этого года ученики третьих классов начнут изучать предмет «Информатика» согласно программе «Цифровой Казахстан». Ранее данный предмет изучали лишь с пятого класса. Более того, в скором времени Министерство образования и науки планирует внедрить предмет «Цифровая грамотность» и вовсе с первого класса. Также, по словам министра, полностью пересмотрены учебные программы этого предмета с пятого по 11-й класс.
В пятых-седьмых классах – свои эксперименты и начинания. В частности, в рамках «Рухани жаңғыру» впервые вводится курс «Краеведение». По каждому из регионов будут свои учебники краеведения, составленные авторскими коллективами. Акиматы создавали экспертные группы для написания учебников. В результате у учащихся появится возможность углубленного изучения истории своего родного края.
Как показывает практика, в пилотных школах, в которых новые программы заработали несколько раньше, дети уже умеют критически оценивать свои ответы, могут высказывать свое мнение, они также участвуют в исследовательских работах и научных проектах. Это вселяет всем остальным осторожный оптимизм, переходящий в окрыляющую надежду за будущее.
А ученики третьего класса из таких школ, в прошлом году изучавшие предмет «Информационные технологии», смогли наравне с учениками среднего звена продемонстрировать свои знания и участвовали в конкурсах по робототехнике. Нельзя также не отметить, что в настоящее время уже в полутора тысячах школ Казахстана открылись лаборатории робототехники! Более того, МОН включил оснащение и кабинетов робототехники. К примеру, если в 90-е годы в стандарт оснащения школ были включены компьютеры, то в 2018-м стандартом стала и лаборатория робототехники. По-своему рыночно-революционные перемены ожидают в этом году не только учащихся, но и тех, кто их обучает. В том числе и руководителей учреждения системы просвещения. Разумеется, не могут при этом остаться в стороне и родители, часть которых периодически жалуется на бесконечные «поборы» со стороны школы.
Важным нововведением в системе среднего образования станет обязательное заключение договора при зачислении ребенка в школу. Данная процедура будет проводиться постепенно. В случае если ребенок покидает по каким-либо причинам учебное заведение, договор теряет свою силу.
По мнению большинства, такая договоренность между организацией образования и родителями нужна, ибо родитель и школа будут четко знать, какие виды услуг станут оказываться, по каким видам и направлениям будет вестись работа в сфере образования. А в договоре будут указаны права и обязанности обеих сторон. И меньше станет взаимных претензий.
Любопытно, что изменится и процедура назначения директоров школ, которые тоже пройдут через испытательное сито. Согласно новым правилам кандидат на пост директора школы будет участвовать в четырехэтапном конкурсе. Теперь должность директора будет согласовываться с попечительским советом каждой школы. После чего претендент идет в Управление образования сдавать тестирование и проходить собеседование.
Такая демократическая процедура сделана для того, чтобы родители принимали активное участие в учебном процессе своего ребенка, не ограничиваясь финансовым участием за обучение своего чада. К слову, назначаться директора школ будут сроком на четыре года. Это целый олимпийский цикл. По истечении этого времени можно будет участвовать в конкурсе повторно. Если, конечно, у кого-то из них не пропадет в дальнейшем желание «сеять разумное, доброе, вечное» с высокого руководящего кресла храма знаний…


Семен ДОССОР