Познать себя, чтобы глубже познать мир и будущее

В ХХI веке образование является главным направлением в развитии и одной из самых быстро развивающихся областей общества.

Образование как система – это уникальный социальный институт, призванный раскрывать и развивать социогуманитарные, творческие способности личности, социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество.
Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. По сути, страны конкурируют не только товарами и услугами – они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования.
Система высшего образования Республики Казахстан стремится к так называемым мировым стандартам, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Образование становится неотъемлемым компонентом повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях. Сегодня в приоритете новые требования – инновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, научные исследования, тесная связь обучения с потребителями промышленности и экономики.
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Н. А. Назарбаев особо подчеркнул, что в системе приоритетов молодежи образование должно стать первым номером. При этом Президент специально выделил роль социогуманитарных дисциплин в системе образования.
В Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) социогуманитарным дисциплинам отводят особую роль. Если в некоторых вузах и факультетах технического и естественно-научного профиля многие дисциплины социогуманитарных наук попали в разряд элективных, по ним сокращены учебные часы, то в отличие от них в КазГАСА существует давняя традиция готовить не узко ориентированных инженеров, а специалистов с современным научным мировоззрением, понимающих современность и нацеленных в будущее. В этих целях выделены три кредита в категории как обязательные дисциплины по социогуманитарным предметам, и они не являются элективными, что очень важно. Курс «Социология, политология, право, религиоведение» (СППР) преподается на всех факультетах на трех языках – казахском, русском, английском.
Также в академии работает центр эдукологии, который регулярно проводит социологические опросы и психологические тестирования. Опросы проводят на самые разные темы жизни студентов и преподавателей. Благодаря пожеланиям и предложениям студентов наш вуз постоянно совершенствуется и развивается.
При факультете общеобразовательных дисциплин (ФООД) работает клуб «Мнение студента», в котором регулярно проводятся исследования силами студентов. Таким образом, студенты практически осваивают предмет «Социология» и участвуют в научной работе.
В академии большое и особое внимание уделяется качеству образования. Для изучения этой проблемы используется метод образовательного мониторинга. С помощью него можно осуществить систематическое наблюдение, проанализировать и оценить вектор развития образования, также прогнозировать состояние и динамику результатов.
Работая над научными проектами, студенты в групповом формате учатся сотрудничать друг с другом. Общество сегодня очень мобильное, Интернет дает возможность сотрудничать с людьми со всех континентов. Поэтому участие в групповом научно-исследовательском проекте является той площадкой, которая закладывает фундамент групповому сотрудничеству. Сотрудничество должно носить поступательный, динамичный характер. Студенты должны научиться распознавать возможности и способности, которые каждый человек может привнести в проект, и меняться ролями в зависимости от данных атрибутов. В этом отношении КазГАСА также сотрудничает с другими образовательными учреждениями по всему миру, чтобы делиться информацией и узнавать о различных разработанных практиках и методах. Это дает возможность вузу перенять положительный опыт, изменить свои методы обучения в свете новых достижений в данной области.
В этом учебном году студенты несколько групповых проектов в рамках клуба «Мнение студента» выступили на международных студенческих конференциях в Казахстанском филиале МГУ им. М. Ломоносова в Астане, Университете им. Сулеймана Демиреля (г. Каскелен) и стали призерами, что является объективным признанием результатов их труда.
Социогуманитарные дисциплины способствуют пониманию студентом самого себя и умению применять полученные знания в жизни. В занятиях нет большого проку, если они никак не влияют на жизнь студентов вне стен учебного заведения. Социогуманитарные дисциплины помогают студентам принять участие в мировом сообществе, сохраняя свою национальную, государственную идентичность, свой духовный код.
Л. Касымова,
к. с. н., ассоциированный профессор,
А. Кушербаева,
ассистент профессора КазГАСА