Права человека в Основном законе остаются незыблемыми

В 2017 году в Казахстане прошла конституционная реформа, главной целью которой являлась децентрализация государственного управления

– Конституционная реформа 2017 года внесла в Основной закон немало новелл (новшеств) по ряду вопросов жизнедеятельности государства, общества и отдельно взятого гражданина, – говорит доктор юридических наук, ученый-конституционалист Эркин Дуйсенов, проводивший научно-правовой анализ соответствия Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» принятому в 1995 году Основному закону страны. – Ряд полномочий, которыми обладал Президент Казахстана, переданы законодательной и исполнительной властям. Так, например, принадлежавшие ранее исключительно к компетенции Главы государства полномочия по утверждению государственных программ, созданию и реорганизации государственных органов, переданы правительству. Президент РК лишен полномочий принимать законы и указы, имеющие силу законов. Тем самым усилены полномочия Парламента в сфере законодательствования. Кроме того, если ранее глава Конституции, посвященная Парламенту, носила название «Законодательные функции Парламента», то сейчас – «Законодательная власть». Это более полно отражает основное предназначение Парламента и соответствует в целом конституционному принципу разделения ветвей власти.
Проведенный мною теоретико-правовой анализ позволил мне прийти к следующему выводу. Все положения Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» направлены не просто на совершенствование и модернизацию Основного закона, но и на оптимизацию системы государственного управления, механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Они расширили сферу конституционно-правового регулирования общественных отношений, имеющих стратегически важное значение для государства, общества и отдельно взятой личности. Более того, ряд положений данного закона позволил восполнить объективно возникшие в ходе развития пробелы в конституционно-правовом регулировании отдельных сфер общественной жизнедеятельности. К ним следует отнести вопросы реализации примата международных договоров, совершенствования института гражданства и так далее.
Отмечу: ни одно из положений Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» не затрагивает унитарное устройство, территориальную целостность и президентскую форму правления. Более того, дефиниция «независимость» является конституционной гарантией защиты святая святых нашей государственности – ее суверенитета. Своевременность данного положения особенно актуальна в условиях вхождения Казахстана в ЕАЭС, когда в обществе порой озвучиваются мысли об отказе от определенной части суверенитета в связи с формированием единого экономического пространства и возможным созданием конфедерации.
Весьма важным в данном аспекте является усиление роли Конституционного совета как органа контроля в вопросах конституционной защиты от необоснованных в будущем изменений территориальной целостности, унитарности, формы правления, независимости и основополагающих принципов деятельности республики. Любые изменения в Основном законе станут возможными лишь при наличии положительного заключения названного органа.
Важным также является и тот факт, что Глава государства может направлять в Конституционный совет обращения на соответствие Основному закону уже принятых и действующих законов и иных правовых актов по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, а также на проекты предлагаемых в будущем изменений и дополнений в правовые акты страны по вышеуказанному основанию.
Формулировка «Лишение гражданства» допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам РК. То есть отнюдь не посягает на фундаментальные конституционные ценности, а напротив, направлена на их защиту. Данное умозаключение основано на таких составляющих, как: только суд и никакой другой орган либо должностное лицо может принять решение о лишении лица гражданства, что в полной мере соответствует принципу построения правового государства. Основанием для принятия подобного решения может стать преступная деятельность, посягающая на фундаментальные принципы деятельности государства. Если обратиться к недавнему советскому прошлому, то можно констатировать, что при всех своих недостатках административно-командная система умело защищала интересы государства, жизнь и здоровье своих граждан, в том числе путем лишения гражданства лиц, чья деятельность была несовместима с принадлежностью к гражданству СССР.
Необходимо иметь в виду, что понятие «гражданство» состоит из нескольких элементов. А именно: связь лица с государством должна быть устойчивой, а не временной; связь человека с государством носит политико-правовой характер; между государством и гражданином устанавливаются взаимные права и обязанности. Следовательно, нарушение гражданином обязанностей перед государством также может служить основанием для лишения его гражданства;
Весьма важное значение в данном аспекте имеет положение, в соответствии с которым «…основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными». Тем самым устанавливается гарантия незыблемости основополагающих принципов деятельности республики, а также статуса Президента РК от любых попыток их необоснованного изменения. Причем статус Президента Республики Казахстан уже закреплен в Конституционном законе Республики Казахстан от 20 июля 2000 года «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере нации с изменениями и дополнениями по состоянию на 4 июля 2014 года».
Выборочный анализ законодательства и практики по вышерас­смотренным вопросам показывает, что практически все положения Основного закона находят закрепление в конституционном законодательстве и реализуются на практике во многих развитых странах мира. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах функционирует международный центр (DIFC), который отличается независимой юрисдикцией, основанной на принципах английского прецедентного права со своими собственными нормами гражданского и коммерческого права, отличающимися от законов, действующих на территории ОАЭ. Это стало возможным благодаря поправке к Федеральной конституции страны. В результате текущее законодательство ОАЭ создало весьма благоприятные условия для привлечения в Дубай иностранных инвестиций, поскольку английское прецедентное право отличается не только простотой своего применения, но и оперативностью и эффективностью в вопросах разрешения международных финансовых споров.
Пункт Основного закона РК, предполагающий возможность лишения гражданства, также подтвержден зарубежным законодательством и опытом практического его применения. Например, в Великобритании действует постулат «гражданство представляет собой привилегию, а не право», который реализуется в законодательстве и на практике. Так, только за 2013 год британского подданства лишились 20 человек, отправившихся воевать в Сирию на стороне исламистов. Это вызвано стремлением государства обезопасить свою территорию.
Не имея возможности в рамках данного заключения детально осветить весь зарубежный опыт и практику реализации положений, представленных в законе РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», хотелось бы отметить, что практически все они в той или иной форме закреплены в конституционном законодательстве многих развитых стран мира (особенно в странах континентального и англо-саксонского права) и достаточно успешно реализуются в практической жизнедеятельности этих стран.

Разия ЮСУПОВА