Правила движения

Дежурный по городу

4 003

На площадке Региональной службы коммуникаций прошла пресс-конференция на тему «План нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ». На вопросы журналистов отвечал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Максут Исахов.

4 001

Чиновник, который на редкость свободно изъяснялся – без подсказок помощников и подглядываний в бумаги с заготовленным текстом, приятно поразил представителей прессы глубоким знанием сферы, в которой работает.
– На 2016 год из бюджета управлению выделено 38 371 155,8 тысячи тенге, из них в настоящее время освоено 25 490 524,7 тысячи тенге, – сразу же довел он основную цифру, которая поначалу показалась журналистам огромной.
Однако в процессе разложения миллиардов по статьям расходов деньги испарялись, что называется, на глазах изумленной публики.
Как руководитель, отвечающий за два колоссально важных и вечно критикуемых направления городской жизни, Макcут Исахов начал отчет с одной из исторически сложившихся наших бед – дорог.

4 002

Пути-дороги
Алматинцы уже привыкли к такому благу цивилизованного мира, каким является метро. Оно будет совершенствоваться и увеличивать число станций, а следовательно, и длину подземных путей. Сейчас ведется строительство второго пускового комплекса второй очереди первой линии метрополитена – станций «Сарыарка» и «Достык» протяженностью 3,1 км.
– Этот вопрос мы держим на постоянном контроле, – заявил руководитель управления. – Работы ведутся согласно графику.
На особом месте он и в кругу забот акима города Бауыржана Байбек.
Сегодня метро перевозит порядка 45 тысяч пассажиров ежесуточно. Но уже в следующем году цифра эта удвоится. Причин тому несколько. Удлинение маршрута – только одна из них.
Но в общем плане проводимой транспортно-дорожной реформы основной целью ставится превращение города Алматы в город, комфортный для пешеходов и тех, кто ездит на общественном транспорте. В связи с чем…
– Очень скоро алматинцам станет невыгодно иметь личный транспорт, – заявил Максут Исахов. – Мы будем развивать не автомобильные дороги, хотя и без вложений средств в их структуру не обойтись, а велодорожки, которых у нас на сегодня только 40 километров, выделенные полосы для общественного транспорта, пешеходные тротуары. Усложнит передвижение на личном авто и такой сервис, как платные парковки с увеличивающимися тарифами в центральной части города. Их будет много – 20 тысяч машиномест.
Тем не менее в Алматы будет и свое скоростное малое транспортное кольцо с безостановочным движением, с 22 развязками вместо светофоров. По нему можно будет быстро доехать до любой магистрали. Продолжается строительство транспортной развязки на пересечении ул. Северное кольцо – ул. Бокейханова, пробивка пр. Абая от ул. Ауэзова в мкр. Калкаман до границы города (1-й участок) и ул. Б. Хмельницкого от пр. Суюнбая до мкр. Жасканат.
Кроме того, деньги вкладываются в пробивку ул. Толе би от ул. Кайырбекова до ВОАД протяженностью 1,9 км и транспортную развязку на пересечении ул. Саина – пр. Рыскулова; в строительство подъездных дорог к объектам Универсиады и дорог в мкр. Жасканат, в работы по благоустройству этих территорий.
Завершено строительство четырех, продолжается строительство двух пешеходных переходов на магистральных улицах города. Начато строительство пяти надземных пешеходных переходов.
Отремонтировано дорожное покрытие по среднему ремонту городских дорог на 197 улицах протяженностью 142,7 км.
На сегодняшний день отремонтировано текущим ремонтом более 185 000 м² асфальтобетонного покрытия.
– Так что за состоянием старых дорог и прокладкой новых магистралей мы следим, – сказал Исахов, но подчеркнул: – Тем не менее главное внимание на создание условий для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта, потому что мировая практика показывает: чем лучше и шире дороги, тем больше на них автомобилей.
И эта сакраментальная фраза стала мостиком-переходом к следующему блоку вопросов, который обозначим так:

На чем мы ездим?
– В настоящее время в городе функционируют 17 транспортных предприятий, которые обслуживают 106 маршрутов (из них 98 автобусных и 8 троллейбусных), – объявил Исахов. – Пока что в помощь им работает одна линия метро, где ежедневно функционируют 5 составов вагонов с двумя резервными составами.
Как оказалось, большинство перевозчиков работают с убытками. И связано это с тем, что с вводом новой системы оплаты за проезд по многочисленным просьбам различных общественных организаций городские власти приняли решение о введении льгот за пользование общественным транспортом 12 категориям лиц. Среди них инвалиды, участники войны и приравненные к ним люди, пенсионеры и прочие горожане, не имеющие возможности платить за проезд полные суммы, но весьма любящие передвигаться по городу.
Городской бюджет просчитывает, какова должна быть компенсация убытков перевозчиков, связанных с осуществлением перевозки льготной категории граждан.
Впервые в целях поддержания перевозчиков и стабилизации их экономической составляющей в городском бюджете 2016 года предусмотрены средства в размере 2 495 000 тыс. тенге для компенсации убытков перевозчиков, понесенных за перевозку льготной категории пассажиров. За 11 месяцев текущего года перевозчикам выплачено 1 482 085 тыс. тенге.
Однако судя по жалобам горожан особо дисциплинированными они так и не стали: в очередной раз журналисты передали руководству претензии к маршрутам № 48 и № 128 за грязь и громкую музыку в салонах, за недоезд по маршруту и хамство водителей 118-го маршрута, попросили вернуть на 70-й разъезд городской маршрут, так как там нет ни одного автобуса, перевозящего людей с оплатой по карте «Онай».
Глубоким вздохом ответил на претензии Исахов и пояснил, что в настоящее время в городе катастрофически не хватает подвижного состава, так что руководство радо любому более-менее укладывающемуся в рамки требований перевозчику.
А что касается сбора денег в автобусах от населения, то здесь положение таково:

...А с «Онаем» – лучше
11 января 2016 года состоялся полный запуск системы электронного билетирования на городском общественном транспорте. Терминалы автоматизированной системы учета и оплаты проезда установлены во всех видах общественного транспорта. На территории города и в прилегающих поселках организованы 922 пункта распространения и реализации транспортных карт и более 8 тыс. пунктов их пополнения через терминалы «КИВИ», «КИВИ Кошелек», «Касса 24». Кроме этого появилась возможность пополнения карт через финансовые порталы банков второго уровня.
На сайте onay.kz созданы личные кабинеты для всех пользователей карт с возможностью покупки карты, ее регистрации, пополнения и проверки баланса с детализацией счета. Те же самые функции будут доступны в приложении citybus.kz. Реализована функция проверки баланса карт при оплате.
С 1 марта этого года введены проездные билеты различных видов. Кроме того, решением маслихата города Алматы № 404 от 27 января 2016 года предоставлены льготный и бесплатный проезд для дополнительных категорий социально уязвимых слоев населения.
И вот эта мера, улучившая материальное положение одних, больно ударила по другим.
Для удобства пассажиров в качестве альтернативной формы оплаты в феврале 2016 года была введена возможность пополения электронных карт при помощи SMS-сообщений для абонентов Beeline. С июня 2016 года пассажирам предоставлена возможность оплаты разовой поездки наличными.
Но эта мера временная. Как только мы в полном объеме освоим электронную систему, плата наличными станет выше, и народ сам от нее откажется, заметил руководитель управления. Он привел примеры подобного расчета за поездки в других городах и странах. Так, в Астане электронное билетирование осуществляется по зонам поездок и имеет четыре тарифа, все выше алматинских. В Японии к полной «электрификации» шли долгих 15 лет. А мы еще и года не продержались, все экспериментируем.
Тем не менее основным камнем претконовения на пути отлажвания четкой работы автобусов и тролейбусов видится их малое количество. Сейчас произошел закуп инвестором 137 новых газовых автобусов. Но это только компенсация взамен тех, что вышли из строя.
Компания ТОО «Green Bus Company», в доверительном управлении которой находятся коммунальные автобусные и троллейбусный парки города Алматы, уже начала обновление подвижного состава. 20 июня 2016 года компания презентовала первые 35 автобусов отечественного производства марки Daewoo, которые с 21 июня начали обслуживать городские маршруты № 34 (автостанция «Арман» – ж/д вокзал Алматы I) и № 29 (РВ-90 – Бутаковка).
Кроме того, компания пополнила парк на 102 автобуса марки Yutong, также работающих на компримированном природном газе, приобретенных в конце августа текущего года. Данные автобусы распределены на маршруты по итогам конкурса, который прошел 17 октября текущего года.

Обособленные полосы
В рамках развития транспортной инфраструктуры города управлением пассажирского транспорта Алматы завершены работы по организации обособленной полосы для общественного транспорта по пр. Райымбека, ул. Желтоксан, ул. Наурызбай батыра и ул. Толе би.
Главной целью проекта является повышение качества пассажирских перевозок и улучшение экологической ситуации.
Спецполосы обеспечили беспрепятственное движение автобусов согласно утвержденному графику движения, что сократило время поездки пассажиров и упорядочит движение общественного транспорта по данному проспекту.
Стоит отметить, что ранее организованные обособленные полосы по пр. Абая и ул. Северное кольцо, в районе универсального рынка способствовали увеличению пассажиропотока и стимулированию жителей города к пользованию общественным транспортом. Таким образом, общая протяженность обособленных полос для общественного транспорта составила 86 км.
Профессиональные управленцы
– В этом году управлением по трехступенчатой системе отбора были приняты на государственную службу 15 человек. Из них пять человек – по внутреннему конкурсу среди сотрудников управления, один человек – по внутреннему конкурсу среди всех госсударственных служащих, девять человек – по общему конкурсу, – дал полный расклад руководитель. – Кроме того, нашими сотрудниками разработана классификация видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонте улиц и дорог города Алматы (утвержден постановлением акимата города Алматы № 1/52 от 18 февраля 2016 года, зарегистрированом в департаменте юстиции города Алматы 16 марта 2016 года, № 1266). Также были внесены предложения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан в сфере транспорта и дорожного движения.
Василий ШУПЕЙКИН