Правовой ориентир общества

6 00333Даулет Байдельдинов,
доктор юридических наук, профессор, академик Академии высшей школы РК, декан юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби:

В нашей стране приближается знаменательная дата – очередная годовщина принятия на всенародном референдуме Основного закона – Конституции Республики Казахстан. Этому особому историческому событию исполняется 23 года. И каждый год мы отмечаем значимую роль принятия Конституции в становлении независимого, суверенного Казахстана.
Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, это Основной закон, в котором закреплены основные положения, определяющие государственный строй страны, его административно-территориальное устройство, порядок и особенность деятельности высших государственных органов, органов представительной, исполнительной и судебной власти, полномочия и компетенцию высших должностных лиц государства, а также правовой статус и круг полномочий местных представительных и исполнительных органов власти.
Конституция Республики Казахстан начинается с очень значимых слов, в которых отражена философия целых поколений наших граждан, ушедших, нынешних и грядущих – «Мы, народ Казахстана… ». В этих словах слышится гордость – гордость очень многих людей за то, что наша страна состоялась как самостоятельное, суверенное государство.
В центре действия норм Конституции находится человек с его жизненными интересами, заботами, социальным местом в обществе. Отмечая эту роль, раздел II Конституции Республики Казахстан назвали «Человек и гражданин». Данный раздел закрепляет в целом институт гражданства в Республике Казахстан. Данный раздел закрепляет также основные жизненные права и свободы гражданина, регулирует обязанности гражданина, его социальную ответственность в обществе.
Соответствующие изменения и дополнения были внесены также в раздел IV «Парламент», в раздел V «Правительство», в раздел VI «Конституционный совет». Принятию данных изменений и дополнений предшествовала работа по широкому обсуждению дополнений и изменений текста Конституции Республики Казахстан среди населения страны, политических партий и общественных организаций. В адрес рабочей группы было направлено свыше пяти тысяч предложений и замечаний.
Следует отметить, что в текст Конституции Республики Казахстан был внесен ряд изменений и дополнений. Были они внесены и в раздел III «Президент». И, что особо обращает внимание, инициатором этих изменений выступил сам Глава нашего государства, Елбасы нации – Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Глубоко понимая необходимость проведения дальнейших процессов демократизации общества, именно Президент предложил пересмотреть полномочия высших государственных должностных лиц и высших представительных и исполнительных органов власти.
Следует отметить, что сама философия конституционных реформ, предложенных Президентом, предполагает дальнейшее движение по вовлечению в государственный управленческий процесс все большего числа субъектов и постепенную трансформацию из государственно-общественной системы управления в общественно-государственную систему. В этих условиях несоизмеримо возрастает роль местных органов власти и органов местного самоуправления. Это объяснимо, потому что именно здесь формируется бюджет страны и именно на местах решаются основные социальные проекты, и именно на местах формируется социальный уровень удовлетворенности общества деятельностью государства.
В законотворческом плане это означает принятие ряда законных и подзаконных актов, расширяющих права маслихатов и акиматов, дополняющих их компетенцию.
Конечно, при написании текста Конституции Республики Казахстан рабочей группой при Президенте Республики Казахстан, в состав которой входили известные ученые-юристы и государственные деятели, широко анализировался и использовался мировой опыт конституционного строительства.
В подавляющем числе стран конституции являются высшим законом и представляют собой обязательный атрибут государственности, такие же, как флаг, герб и гимн. Но есть примеры и высокоразвитых государств, которые не имеют конституцию или роль конституции выполняют иные законы или акты, которые регулируют отдельные положения общественной жизни и не всегда имеют системный характер. Особо это характерно для государств англо-саксонской системы права.
При написании Конституции Республики Казахстан широко использовалась модель Конституции Французской Республики. Известные французские мыслители Жан Жак Руссо, Монтескье, Дидро являются создателями теории общественного договора. В понимании французских мыслителей граждане сами принимают решение по образованию или созданию государства.
Граждане принимают решения – государству быть. Граждане сами определяют, каким будет это государство, что надо сделать, чтобы это государство существовало, защищало себя и народ, обеспечивало интересы граждан. Граждане определяли, каким должен быть суд, какие задачи должны решать прокуратура и полиция. Согласие всех граждан оформляется в виде общественного договора, что в нашем понимании и является принятие конституции страны.
Данные воззрения французских мыслителей четко закреплены в Конституции Республики Казахстан, в которой прямо указано, что «основным источником власти является НАРОД». Принятие Конституции явилось важным историческим событием в истории народа Казахстана.
За 23 года существования Конституции Республики Казахстан Президентом страны и Правительством была проделана огромная работа по выполнению основных положений Конституции. В экономической сфере были приняты и реализованы свыше 300 государственных программ по многим направлениям социально-экономического развития страны. Были подписаны, реализованы и решены практически все международные соглашения по вопросам международно-правового статуса Республики Казахстан, его сухопутных и водных территорий. Политические реформы активизировали деятельность общественных движений и политических партий, усилили процессы партийного строительства. Реформы в деятельности судов, органов прокуратуры и полиции обеспечили возможность широкого доступа населения к отправлению правосудия и обеспечению правопорядка.
Таким образом, можно отметить, что не только сам факт принятия Конституции, но и процесс реализации ее положений характеризует высокий уровень конституционного строительства в Республике Казахстан.
Помимо политического значения принятия Конституции следует отметить высокую юридическую технику написания текста Основного закона. Сегодня следует вспомнить известных казахстанских ученых-юристов, академиков С. З. Зиманова, Г. С. Сапаргалиева, С. С. Сар­таева, В. А. Ки­­ма, которые во главе с Президентом нашей страны Н. А. Назарбаевым работали над текстом Конституции.
Конституция Республики Казахстан – уникальный документ. По своему содержанию Конституция отвечает всем современным критериям, а политический и правовой потенциал ее рассчитан на долгие годы.