Предпринимательское образование в тренде

«Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах: трансформация ценностей»

В Almaty Management University состоялся II международный форум «Предпринимательское образование в быстроразвивающихся обществах: трансформация ценностей».

В мероприятии приняли участие известные казахстанские и международные эксперты, руководители и представители предпринимательского и академического сообществ. Они собрались с целью обсуждения современных трендов, вызовов и особенностей, формирующих современное предпринимательское образование в быстроразвивающемся обществе. В рамках форума были рассмотрены такие направления, как тренды в области предпринимательского образования, развитие новых форм предпринимательства, индустрия 4.0, цифровизация, а также оценка влияния инвестиций на предпринимательство.
В ходе мероприятия прошли тренинг «Дизайн «Мышление в образовании и бизнесе», который собрал более 60 участников, мастер-класс «7 навыков высокоэффективных людей» по Стивену Кови и церемония награждения конкурса для СМИ и профессоров Казахстана «За академическую честность».
Выступая перед собравшимися, президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов отметил, что тема предпринимательского образования и мышления исключительно важна, особенно в свете тех целей, которые перед собой ставит наша страна.
– Перед Правительством Казахстана поставлена конкретная задача – увеличить долю МСБ в ВВП страны с сегодняшних 26 до 50 процентов к 2050 году, – напомнил он. – Но программы «Казахстан-2050», «Рухани жаңғыру» не могут быть осуществлены без наполнения их предпринимательством. Мотором развития экономики любой страны является предпринимательское мышление, поведение, и это отчетливо прослеживается на примере развитых стран. Так, количество колледжей и университетов в США, которые предлагают курсы, связанные с предпринимательством, выросло с небольшой горстки в 70-х годах до более 1600 сегодня. The New York Times назвала такой взрывной рост программ, посвященных предпринимательству, «гонкой инновационных вооружений».
По его словам, предпринимательское образование в Европе тоже постепенно входит в моду. К примеру, Европейская комиссия учредила комиссию по предпринимательскому образованию, которая вот уже более пяти лет выступает катализатором и посредником для содействия развитию предпринимательского образования и предпринимательства в целом.
– В Казахстане предпринимательское образование пока нельзя назвать устойчивым трендом, но оно появилось в лице AlmaU и некоторых региональных вузов, хотя этого недостаточно, – считает спикер. – Мировой тренд таков, что сейчас сами университеты становятся драйверами развития местных, региональных экономик. А у нас пока что университеты отдельно, экономика отдельно. Чтобы достичь серьезных результатов, нужно, чтобы вузы, бизнес и государство работали в смычке.
В ходе пленарного заседания «Пред­принимательское мышление и образование 4.0: от идей к успеху» участники говорили о том, что, несмотря на иллюзорную очевидность того, что первым шагом на пути к предпринимательству является поиск прибыльной ниши на рынке, долгосрочный успех в ведении бизнеса зависит во многом от предпринимательского мышления.
По мнению специалистов, в условиях индустрии 4.0 новое восприятие инноваций в свою очередь требует от успешных компаний умения предвидеть и распознать возможности выхода из зоны комфорта и отказа от мышления по формуле «поживем – увидим».
Эксперты напомнили, что вдобавок к своим традиционным функциям преподавания и проведения исследований университеты активно осуществляют трансферт технологий, формируют связи с бизнесом, государством, обществом и тем самым способствуют созданию инновационной инфраструктуры в виде исследовательских лабораторий, технопарков и индустриальных кластеров.
В мировой практике широкое распространение получили университеты, которые выполняют градообразующую функцию и являются эпицентром экономической активности, создания рабочих мест и развития предпринимательства на региональном уровне. Важную роль в организации такого синергетического эффекта, несомненно, играет государственная поддержка. В нашей стране также действуют различные государственные программы по развитию предпринимательства. В их числе «Дорожная карта бизнеса – 2020», Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 и другие. При этом, по мнению профессионалов, необходимо четко понимать, насколько согласованно и гармонично осуществляется подготовка предпринимателей на базе вузов и в рамках государственных программ.
В целом форум собрал более 300 участников, в том числе около 120 представителей школ и университетов, 70 – частного сектора и бизнеса, 45 – из государственного сектора. Более 20 гостей из 12 стран мира: США, Швейцария, Финляндия, Великобритания, Малайзия, Израиль, Польша, Гонконг, Китай, Россия, Германия, Южная Корея.
Ирина ТУЛИНОВА