Прибыль передислокации

20 лет Астане

После того как Нурсултана Назарбаев обнародовал свое предложение перенести столицу Казахстана, больше всего критики досталось Главе государства за дороговизну замысла. Мол, где это видано, чтобы в разгар экономического кризиса затевать переезд, который потребует огромных бюджетных затрат?!
Среди первых деловых ответов Президента оппонентам – создание по его инициативе в 1995 году внебюджетного фонда «Новая столица», а через год – Акмолинской специальной экономической зоны. Новый фонд аккумулировал часть средств от приватизации государственных объектов, а СЭЗ отдавала на изменение статуса Акмолы до 60 процентов своей прибыли. Это позволило ослабить нагрузку на бюджет еще до фактического переезда столицы.
Закрепило эту тенденцию создание указом Президента в 2001 году специальной экономической зоны «Астана – новый город», нацеленной на становление и развитие столицы до 2027 года. Основные задачи этой СЭЗ – форсированное строительство нового административно-делового центра и открытие прогрессивных производств за счет привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, передового зарубежного опыта, объединения и комплексного использования государственного и коммерческого капитала.
Наглядно характеризует созданный в Астанинской СЭЗ инвестиционный климат то, что с ее участников не взимаются корпоративный подоходный, имущественный и земельный налоги, а также НДС на импорт и таможенные пошлины. Кроме того, на первые 10 лет работы они освобождаются от арендной платы за землю.
О подобных льготах мечтает любой инвестор в любой точке планеты. Потому неудивительно, что с 2002 года в «Астану – новый город» привлечено частных вложений в пересчете на национальную валюту свыше 2 трлн, из которых 1,3 трлн тенге уже освоено. За прошедшие годы площадь СЭЗ с первоначальной тысячи гектаров выросла в семь раз, до более чем 7,6 тысячи гектаров. Сегодня на них раскинулись новый административно-деловой центр столицы (6,5 тысячи га), два индустриальных парка (суммарно более тысячи га), а также строящаяся на основе государственно-частного партнерства сеть городского легкорельсового транспорта, под которую отведено 72,4 гектара.
Трудно переоценить стимуляцию притока частных капиталовложений в Астану лично Нурсултаном Назарбаевым. «Вспоминаю, как во время поездки в Соединенные Штаты на встрече с представителями нефтяных компаний мне удалось собрать большую часть тех 11 миллионов долларов, на которые был построен спортивный комплекс «Казахстан», – рассказывает Президент в книге «В сердце Евразии». – Если просто перечислить объекты, которые создавались за счет грантов и безвозмездных инвестиций, то список получится внушительный. Например, Президентская резиденция создана за счет гранта Фонда развития Абу-Даби. А это почти 72 миллиона долларов. Здание Сената Парламента построено за счет гранта Саудовской Аравии. Это почти 12 миллионов долларов. Национальная библиотека создается на инвестиции «Аджипа» и «Карачаганак Петролеум». Это более 11 миллионов долларов. К тому же «Аджип» профинансировал строительство Дома Правительства почти на 9 миллионов долларов и реконструкцию санатория «Окжетпес» на более чем 11 миллионов долларов. Строительство стадиона финансируется «Испат-Карметом». Это 38 миллионов долларов. Мечеть «Нур-Астана» возведена за счет гранта государства Катар на 15 миллионов долларов. Здание акимата города Астаны на 10 миллионов долларов – это грант Кувейтского фонда. Бизнес-центр «Астана-Тауэр» стоимостью около 33 миллионов долларов профинансирован «АВС-центром» из Турции. Кардиологический центр на 5 миллионов долларов построен за счет гранта Королевства Саудовская Аравия. «Казахмыс» финансирует строительство дипломатического городка на 7 миллионов долларов».
Обобщенные итоги прибыльного эффекта переноса столицы обнародованы в январе текущего года на форуме «Астана – 20 лет развития инноваций». Годовой объем инвестиций в основной капитал столицы увеличился с 1998 года в 45 раз и за 20 лет составил в общей сложности 8 трлн тенге, эквивалентных 47 млрд долларов. За 20-летие валовый продукт города вырос почти в 190 раз (в том числе от промышленности в 30 раз), достигнув 5 трлн тенге. Объем выпуска продукции малым и средним бизнесом составил 4,3 трлн тенге. По темпам роста промышленности Астана вышла в 2017 году на второе место в стране после Атырауской области.
В жилищное строительство столицы вложено за 20 лет 1,6 тлрн тенге и введено в эксплуатацию 1 265 жилых домов на 180 тысяч квартир. В том числе лишь за последние пять лет – 9 млн квадратных метров жилья, достаточных для города с 300-тысячным населением. Рекордным в этом смысле стал 2017 год, в течение которого в Астане сдано около 2,4 млн квадратных метров жилплощади. 20 процентов казахстанского жилья, то есть в среднем каждый пятый новый дом, возводится в главном городе республики. Кроме того, в столице построено 1 172 объекта производственного, социально-культурного и общественного назначения – это заводы, административные здания, торговые и бизнес-центры, центры, музеи, театры, спортивные залы, гостиницы.
«Все эти показатели за 20 лет и 2017 год показывают достижение запланированных целей и индикаторов благодаря реализации всех президентских программ индустриализации, строительства, укрепления малого и среднего бизнеса, а также конкретных поручений Главы государства по развитию столицы, – отметил на форуме аким Астаны Асет Исекешев. – Астана стала экономически эффективным проектом. Несмотря на тезис, что Астана живет за счет бюджетных средств, поступления от нее в государственный бюджет увеличились почти 80 раз, с 13 млрд тенге в 1998 году до одного триллиона тенге в 2017 году».
Сегодня в инвестиционном портфеле Астаны около 60 проектов с объемом частных вложений свыше 3 млрд долларов, которые предоставляют более 30 транснациональных компаний. Это очередной веский ответ критикам цены переноса столицы независимого Казахстана.
Геннадий АНДРЕЕВ