Приоритет госслужбы

Сможет ли уполномоченный по этике защитить работника от произвола руководителя...

Сможет ли уполномоченный по этике защитить работника от произвола руководителя, улучшить моральный климат в коллективе и противодействовать коррупции?

Этот и другие вопросы на семинар-совещании обсудили представители департамента Министерства по делам государственной службы РК по г. Алматы и городского акимата.
– Должность уполномоченного по этике была введена в этом году в соответствии с законом о госслужбе, – отметил замруководителя аппарата акима Алматы, уполномоченный по этике акима Алматы Ерлан Жайлаубай. – Это подразумевает создание органа, который бы защищал интересы госслужащих от притеснений со стороны руководства и при этом способствовал бы формированию антикоррупционной культуры в каждом госоргане. К уполномоченному по этике госслужащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера. Важно, чтобы в каждом коллективе был благоприятный морально-психологический климат, чтобы установились деловые и доброжелательные отношения между коллегами.
– Первые 15 из 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ нашего Президента направлены на профессионализацию госаппарата, который всегда находится под пристальным вниманием главы государства, – говорит член совета по этике, президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор Ямбаев. – Внесены значительные изменения и дополнение в законодательство в сфере госслужбы, которые должны проложить путь к созданию качественной модели государственного менеджмента. Главным компонентом послужил Этический кодекс и должность уполномоченного по этике. Роль уполномоченного по этике важна в формировании профессионального госаппарата. Он должен быть лучшим из лучших, примером для подражания.
Однако Ямбаев считает, что пока не созданы механизмы обратной связи с рядовыми госслужащими, которые и составляют костяк госслужбы.
– Уполномоченный по этике – нештатная должность и может рассматриваться как общественная нагрузка, – поясняет Виктор Вениаминович. – Но при этом на этого человека возлагается большой объем работы и большие обязанности. Только в нашем городе 36 исполнительных органов, в которых работают 1500 госслужащих, а уполномоченный по этике один на всех. Сможет ли он вникнуть в работу всех этих структур? Возможно, стоит все же ввести освобожденную от основной работы должность уполномоченного по этике. Для улучшения морального климата в коллективе уполномоченный по этике обязан не менее одного раза в полгода проводить анонимное анкетирование по утвержденной форме. Но вот насколько ясное представление о климате в коллективе дадут результаты подобного опроса? Не превратиться ли это в чисто формальный подход и профанацию? Ведь обработать все анкеты одному человеку просто невозможно. Кто будет выполнять его функции уполномоченного по этике во время отпуска или командировки? И еще – каким образом, собственно, смогут 1500 рядовых госслужащих связаться с уполномоченным по этике? Он должен находиться в акимате, где действует строгая пропускная система. Реально ли людям попасть к нему на прием или хотя бы дозвониться? Если, к примеру, к нему поступит жалоба, но не было дозволения от руководства, будет ли она рассматриваться?. Этот вопрос остается открытым, ведь дилемма о том, кому человек служит: государству или своему начальнику, остается проблематичной.
Как отметил заместитель руководителя управления государственной инспекции труда и миграции Алматы Алмат Калдыбаев, с начала года в управление поступило и было рассмотрено 2041 письменное обращение от физических и юридических лиц. Консультации по применению норм трудового и миграционного законодательства получили 1812 граждан, в том числе 953 этнических казаха.
– Нами за шесть месяцев было проведено 638 внеплановых проверок за соблюдением работодателями нового трудового законодательства, направленных на защиту трудовых прав и интересов работников, – отметил Алмат Батырбекович. – В их ходе было выявлено 587 нарушений закона и выдано 295 предписаний. К административной ответственности госинспекторами труда привлечено 235 юридических и должностных лиц на общую сумму более 37 млн тенге. Итогом нашей работы стало, в частности, то, что перед 1370 работниками 22 предприятий погашена задолженность по заработной плате на общую сумму 255 млн тенге.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ