Рабочая повестка

Алматинские школьники выбирают будущую профессию

5 001

Без пяти минут выпускникам с выбором специальности помогла разобраться сотрудник отдела профессиональной ориентации городского Центра занятости населения Еркеш Жакупова.
Учащимся 9–11-х классов школы № 153 она презентовала государственную программу «Еңбек» по направлению технического и профессионального обучения, где имеется господдержка для молодежи, особенно для воспитанников многодетных и малообеспеченных семей.
Презентация прошла в конференц-зале, оборудованном современными техническими средствами связи. Были использованы тематические слайды и наглядные материалы о способах узнать свои способности и склонности. Гостья предоставила информацию ребятам о востребованных профессиях на рынке труда. В ходе презентации она привела примеры неудачного выбора профессии и рассказала, к каким последствиям в будущем это может привести. Увлекательная беседа помогла школьникам расширить горизонты мира профессий, они узнали, какие в мире существуют редкие специальности.
– Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача по решению вопросов потребности в кадрах, – сказала Еркеш Жакупова. – Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению задач трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
По мнению специалиста, профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, то есть сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
– В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной проф­ориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации, – подчеркнула специалист.

Виктория ИЗБИЦКАЯ