Работа над ошибками

Как в 1930-е годы в педагогическом институте новый профессор научил студентов грамотности

32 02

Как в 1930-е годы в педагогическом институте новый профессор научил студентов грамотности.

Алматы – город студенчества. В тридцатые годы стали активно открываться высшие учебные заведения – КазГУ, медицинский и сельскохозяйственный институты. Первый вуз был открыт в 1928 году. Первоначально он назывался Казахский государственный университет, а потом был переименован в Казахский государственный педагогический институт. К нему было повышенное внимание, так как он готовил педагогические кадры для всей республики. Как правило, этот вуз хвалили, учиться в нем было престижно. Но неожиданно газета «Социалистическая Алма-Ата» опубликовала критический материал о пединституте. Назывался он «Диктант в вузе».
В статье рассказывалось о том, как профессор Семен Жуйков, возглавивший кафедру русского языка, в качестве знакомства со студентами устроил им диктант.
«Знакомство это очень огорчило старого профессора. Ни один студент не написал отличной работы. На втором курсе из 25 студентов пятеро получили неудовлетворительные отметки», – отмечалось в материале.
Такой результат обескуражил пожилого педагога, тем более что неуды были у студентов филфака, которым, как говорится, сам бог велел грамотно писать.
Жуйков решил проверить грамотность всех студентов вуза – устроил им так называемый фронтальный диктант.
Результат оказался «страшным» – были курсы, на которых все студенты получили двойки.
«Достаточно привести цифры результатов диктанта на четвертом курсе, чтобы убедиться, как беспечно, безответственно относится институт к неграмотности студентов» – подчеркивалось в материале.
У студентов были проблемы с наречиями, со спряжением глаголов, а ведь им оставалось обучаться всего лишь год с небольшим.
«Чему же они, придя работать в школы, научат детей?», – вопрошал профессор и не находил ответа на свой вопрос.
Впрочем, слабые знания в области русского языка можно было легко объяснить. В учебное заведение принимались многие воспитанники детских домов, которые еще несколько лет назад были беспризорниками.
Профессор это прекрасно понимал, его удивило не это, а то, что студенты не хотят тянуться к знаниям, повышать свой образовательный уровень, читать книги.
Выяснилось, что они считают зазорным писать сочинения, изложения, диктанты. Преподаватели дают им исключительно теорию.
Но теперь диктанты стали в институте нормой, усилиями профессора на стенах в коридорах вуза висели таблицы с правилами русского языка.
«Сейчас в институте как будто занялись всерьез ликвидацией безграмотности. В коридоре систематически вывешиваются таблицы с типовыми ошибками – так называемый «стенной орфографический словарь» – отмечалось в материале.
Профессор требовал не только грамотного написания слов и предложений, но и правильного произношения, он следил за устной речью студентов.
К этой работе подключились и другие преподаватели педагогического института.
Первоначально строгость профессора и его коллег была принята студентами, что называется, в штыки. Но потом они втянулись в процесс, им понравилось быть грамотными. И когда вместо двоек и троек появились четверки и пятерки, молодые люди стали ликовать, а профессор испытывал скромное молчаливое удовлетворение.
«Хорошие отметки показывают, что неграмотность можно ликвидировать в сравнительно короткий срок», – подчеркивалось в газете.
Сегодня Казахский национальный педагогический университет имени Абая ставит своей целью выпускать из своих стен высококвалифицированных специалистов.
При вузе действует научная библиотека. Это культурный и духовный центр для студентов, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов.
Правда, глядя сегодня на нашу всеобщую грамотность и ее плоды в интернете, думается, что методы профессора Жуйкова не только не устарели, а срочно необходимы.

32 03
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен совместно
с Национальной библиотекой РК