Разумные решения для умного города

Готов ли Алматы реализовать цель, обозначенную Главой государства

4 002

4 001В своем Послании Президент Казахстана подробно и ясно обозначил перед жителями республики пути достижения задач, которые необходимы для развития нашего государства. В десятом направлении Елбасы говорит о необходимости создания умных городов для умной нации. О том, готов ли Алматы реализовать эту цель, обозначенную Главой государства, и что для этого делается, рассказала председатель правления АО «Центр развития города Алматы» Жанна ТУЛЕГЕНОВА.

– Умные города – города, которые живут в ногу со временем, по последним цифровым технологиям.
– Уже сегодня мы можем гордиться тем, что Алматы обладает высокими возможностями для развития цифровых проектов. В конце прошлого года Главой государства одобрена новая государственная программа «Цифровой Казахстан», направленная на цифровизацию отраслей экономики и формирование инновационной экосистемы.
В рамках программы требуется довести долю пользователей Интернета по стране до 82%. В Алматы этот показатель уже составляет 86,2%.
За четыре года доля электронной торговли должна достигнуть 2,6%, тогда как в Алматы этот объем уже составляет 2,7%.
Сегодня половина IT-продукции Казахстана разрабатывается в нашем мегаполисе. У горожан высокий уровень навыков, необходимых новой экономике. Это креативность, критическое мышление, открытость и коммуникабельность, способность к командной работе.
На базе Центра развития сформирован проектный офис по цифровизации с участием технических специалистов и экспертов от образования, медицины, транспорта, охраны порядка и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Основные наши проекты сегодня сосредоточены в этих значимых сферах.
– Основы знаний умной нации закладываются, как известно, в школе…
– Безусловно. Поэтому все школы города обеспечены интернетом и доступом к Wi-Fi. 55% средних учебных заведений работают через оптический канал со скоростью 50 мбит/сек. и 45% – через телефонные линии со скоростью 10 мбит/сек. В этом году наша задача охватить все школы оптическими каналами связи и довести скорость до 70 мбит/сек.
В прошлом году средние учебные заведения мегаполиса полностью обеспечили лабораториями физики, химии, биологии и лингафонными кабинетами. 70% кабинетов оборудованы компьютерами для учителей, 48% – интерактивными досками и проекторами.
Например, 85% уроков географии, 70% биологии и 47% физики обеспечено мультимедийным контентом. 13,5 тысячи учителей (90%) прошли курсы по применению цифрового контента. Во Дворце школьников открывается бизнес-инкубатор с обучением основам предпринимательства для детей средних и старших классов. Программами акселерации будет охвачено более 3 тысяч школьников ежегодно.
– Насколько наши медучреждения сегодня готовы к работе в новых условиях?
– Начнем с того, что все городские медорганизации оснащены компьютерами. В 76 (94%) из них установлены специальные информационные системы. Это более 30 разных неинтегрированных программ и баз данных.
Однако из-за разобщенности систем имеются проблемы с доступом и достоверностью данных о пациентах. Это влияет на оптимизацию учета лекарственных препаратов, изделий медназначения и в конечном итоге – справедливое финансирование.
В этой связи первый актуальный вопрос – внедрение единой платформы во всех городских медицинских организациях разных форм собственности со сквозным обменом данными между собой и организациями образования и соцзащиты, ДВД.
Хорошим примером информатизации является навигационная система скорой помощи – «Комек 103». Система направляет ближайшую бригаду к месту вызова. Еще в пути медикам поступает информация о симптомах пациента, что позволяет спланировать лечебные действия заранее.
Пилотный проект «Кардиоритм» позволяет дистанционно передать кардиограмму и обеспечить экстренное реагирование специалистов. Благодаря этому простым фельдшерам удалось спасти уже несколько жизней.
Оказание медпомощи приемными покоями по мировым стандартам стало возможно благодаря проекту Emergencyroom. В 1,5 раза сократилось время пребывания пациентов в приемном покое, в 2 раза сократилось оформление документации и увеличилась пропускная способность.
– Население и бизнес предъявляют все большие требования к качеству и скорости услуг государства, городских служб.
– Доля госуслуг, полученных в Алматы в электронном формате, составляет сегодня 27%. В Алматы полностью автоматизирован прием детей в школу в первые классы, постановка в очередь и распределение мест в детских садах, прием документов на жилье, запись на прием к врачу, вызов врача на дом.
Для бизнеса расширяются цифровые возможности во взаимодействии с налоговыми службами, для получения разрешительных документов от местных служб, например выдача архитектурно-планировочного задания. Люди больше не хотят тратить время и ожидать оформления своего вопроса, ждать письменного ответа к нему.
В этой связи в прошлом году начала работу общественная приемная акимата Open Almaty.Только за последний квартал прошлого года рассмотрено почти 7 тысяч обращений, с ростом к аналогичному периоду в два раза.
Граждан принимают и консультируют сотрудники управлений пассажирского транспорта, природных ресурсов, занятости, жилья и архитектуры, полиции, прокуратуры, ЦОНа и медиаторы.
Наиболее часто население обращается по вопросам КСК (13%) – это вопросы ремонта, уборки, ЖКХ, вопросы отопления и освещения, расчета тарифов, дорожной инфраструктуры (7,5%) – остановки и ремонт дорог.
Число «быстрых вопросов», решенных на месте, составило более 4 тысяч, то есть 60 процентов всех обращений. Этому способствует сформированная база знаний и доступные планы работ городских управлений. Разработано почти 600 алгоритмов решения жизненных ситуаций.
Наиболее часто от горожан поступают вопросы по деятельности КСК. Для их решения Управлением жилья внедрен проект «Доступный сервис для жильцов». Он направлен на вовлечение самих жителей в процессы самоуправления и автоматизацию работы КСК. Система позволяет формировать бюджет и автоматически вводить сумму расходов на содержание. Ввиду раскрытия и обоснования каждой статьи по ценам и объемам смета на общедомовые расходы и годовой план работ КСК будут вызывать меньше споров. Через ЭЦП можно будет проводить общие собрания онлайн, так решится вопрос сроков и кворума. КСК смогут получать от коммунальных служб оповещения и в режиме реального времени уведомлять жильцов о профилактических и ремонтных работах.
Сейчас уже к системе подключено более 50 КСК, не все заинтересованы в полной прозрачности, но мы решительно намерены вместе с Управлением жилья продолжить эту работу. Для прозрачности коммунальных оплат, снижения времени на устранение аварийных ситуаций также планируется работа по диспетчеризации в ЖКХ.
Например, в «АлТС» уставлено уже 19 магистральных датчиков для сбора информации о состоянии насосных станций. Проводятся расчеты по модернизации и оборудованию датчиками и системой контроля остальных 80 станций.
Требуется разработка методики начислений по индивидуальным приборам учета. Сегодня на примере дифференцированной оплаты «ОҢАЙ» очевидно, что экономическое стимулирование и прагматизм значительно эффективнее других методов. Оплата за отопление с приборами учета значительно экономнее, чем по общему тарифу.
Цифровые проекты в общественном транспорте у всех на слуху. Они подтвердили свои результаты экономическими эффектами.
– Насколько успешно, на ваш взгляд, развивается общественный транспорт Алматы, система дорожного движения?
– Первым большим шагом в формировании интеллектуальной транспортной системы стало электронное билетирование. Так решаются задачи не только для пассажира. Безналичная оплата составила 98%. Обеспечена прозрачность бизнеса для перевозчиков, кредитующих их банков. У перевозчиков появилась возможность обновлять подвижной состав новыми комфортными автобусами. Вопросы городской мобильности требуют комплексного подхода.
Сегодня 75% светофоров города управляются удаленно. Порядка 150 светофоров оборудовано инфракрасными и радарными датчиками для формирования статистики движения транспортных потоков. Лишь 27 светофоров работают в интеллектуальном режиме. Они синхронизированы с датчиками движения и видеокамерами.
В режиме пилота совместно с американской компанией Cisco начата реализация интеллектуальной транспортной системы. Компания поставит видеокамеры и программное обеспечение для мониторинга автотранспорта на 8 заторообразующих перекрестках и 2 парковочных зонах, а также оборудование для подсчета пешеходопотока по улице Панфилова и 50 умных светильников.
Получаемые данные о транспортных потоках будут передаваться в систему управления светофорами для контроля ситуации на перекрестках. Так мы сможем оптимизировать работу светофоров и увеличить пропускную способность перекрестков в пилотной зоне.
Проект реализуется за счет частных инвесторов, по его окончании будет произведена оценка эффективности и принято решение по использованию данного продукта.
Для формирования больших данных о состоянии транспортной системы по формату ГЧП заключен договор по цифровой диспетчеризации общественного транспорта.
С другой стороны, Bigdata будет пополняться данными от автоматических парковок и из системы по безопасности дорожного движения.
– Жить в умном городе, значит, чувствовать себя безопасным.
– И цифравизация в этом играет большую роль. В Алматы установлено порядка 115 тысяч видеокамер, с помощью которых раскрыто более 1,2 тысячи уголовных правонарушений и выявлено свыше 21 тысячи административных правонарушений, из которых 20,8 тысячи – нарушения ПДД.
В целом в прошлом году в общественных местах Алматы преступления уменьшились на 18,3%, а на улицах – на 21,9%. Однако еще существуют проблемы технического характера. Аналоговое оборудование, установка которого проводилась еще в 2012 году, низкое качество съемки, отсутствие своевременного доступа – все это не позволяет сегодня полноценно использовать данные со всех камер.
За счет частных инвестиций сегодня проводится их цифровая модернизация, доработка и обновление программного обеспечения с элементами видеоаналитики и вывод в ЦОУ РУВД для предупреждения правонарушений и повышения раскрываемости. Например, в автоматическом режиме программа может оповестить о скоплениях людей, оставленных предметах для предотвращения террористических актов, а также сможет контролировать вынос больших предметов для оперативного реагирования на кражи. Подобный пилотный проект запущен в Алмалинском УВД. Здесь два человека работают с шестью экранами, на которые выводятся материалы с 810 видеокамер.
В школах комплексной системой безопасности охвачена 261 организация. Система включает модули пожарной безопасности, охранно-тревожной и видеонаблюдения с круглосуточной передачей данных на пульты централизованного наблюдения.
– В этом году в рамках Smart City начнется внедрение автоматической электронной системы мониторинга селеопасных объектов…
– Уже разрабатывается соответствующая проектно-сметная документация. Проект позволит с помощью цифровых датчиков круглосуточно осуществлять контроль за руслами горных рек и моренными озерами. ДЧС сможет оперативно в автоматическом режиме получать данные о температуре воздуха, уровне воды.
Сегодня мегаполисы в конкуренции за человеческим капиталом пересматривают устоявшиеся управленческие подходы. Smart City включает в себя не только умные технологии, но и умное градопланирование, комфортную городскую среду, зеленые технологии и активное вовлечение жителей города.
Для управления инновационными проектами на базе Центра развития Алматы сформирован проектный офис. Здесь все цифровые проекты городских и коммунальных структур будут получать техническую экспертизу и консультации на соответствие требованиям концепции и архитектуры Smart City.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ