Развитие среднего бизнеса – магистральное направление будущего экономического роста

Д. Гафятуллина, и. о. заместителя директора АО «Институт экономических исследований»:
- Ежегодный Астанинский экономический форум выходит на новую траекторию развития. В рамках XI Астанинского экономического форума предстоит обсудить происходящие глобальные изменения по одиннадцати трекам, которые сегодня ассоциируются с новыми вызовами и рисками для мировой экономики.
Обсуждение в рамках трека «Мир единой экономики» затронет один из ключевых вызовов реальности – рост экономического неравенства в глобальном масштабе, которое может привести к замедлению технологического обновления отраслей экономики, снижению глобальной конкурентоспособности страны, падению способности адаптации частного сектора к новым условиям.
Экономическое неравенство углубляет разрыв между бедным и богатыми, что ведет к исчезновению среднего класса.
Основным генератором среднего класса является средний бизнес, который более активный и быстрее реагирует на изменения, в отличие от крупного.
В последние годы эксперты МВФ, ВЭФ, ООН отмечают прирост среднего класса в странах с формирующейся экономикой, что обеспечит снижение неравенства в доходах в будущем.
В Казахстане за последние 5-8 лет реформы Правительства направлены на создание благоприятного делового климата, и прежде всего условий макроэкономического характера, устойчивого развития экономики, стабильной социальной системы.
На сегодня вклад МСБ в ВВП страны составил 27,1%. Порядка 30% всего экономического активного населения страны уже работает в сегменте МСБ.
Однако, остается открытым на сегодняшний день вопрос по повышению продуктивности среднего бизнеса и его удельного веса в ВВП страны.
Сегодня в стране работает 1146 тысяч субъектов предпринимательства, из них субъектов среднего бизнеса – 2 618 единиц, что составляет 0,2 %.
Количество предприятий среднего бизнеса в стране стабильно росло на протяжении многих лет. Однако, за последние три года наблюдается резкое снижение доли активного среднего бизнеса (до 0,2 % в общем количестве субъектов МСП). Число жизнеспособных предприятий среднего бизнеса сократилось на 9,6%. Этот тренд объясняется тем, что более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и предпочитают сразу же реинвестировать прибыль. Но, относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже в ближайшем будущем, когда потребуются внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.
Снижение числа средних предприятий привело и к другой проблеме. На сегодняшний день банковская система испытывает объективную нехватку качественных заемщиков, в роли которых мог бы выступить средний бизнес.
За 2017 год средние предприятия заработали всего порядка 4 трлн. тг. В тот же период малое предпринимательство значительно увеличило темпы генерации прибыли (порядка 14 трлн.тг).
Соотношение среднего и малого бизнеса остается на несопоставимом уровне (0,2% и 18,2% соответственно в общем количестве субъектов МСП).
Для устранения проблем в развитии среднего предпринимательства в Казахстане реализуется комплекс следующих мероприятий.
Так, в рамках решения задач, поставленных Главой государства в своем послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» по формированию новой модели роста, внедрено проектное управление по всем наиболее важным направлениям экономики, определены приоритетные направления вовлечения среднего бизнеса для решения задач и достижения индикаторов, определенных долгосрочной Стратегией – 2025.
Для этого во всех регионах разработаны и реализуются планы по выявлению и использованию внутренних резервов по обеспечению структурной трансформации экономики и качественного и сбалансированного экономического роста.
Вместе с тем, существующие диспропорции в структуре казахстанского бизнеса обусловлены следующими основными причинами:
– рост геополитической напряженности во всем мире;
– отсутствие принципиальных отличий между инструментами поддержки среднего бизнеса и малого предпринимательства;
– отсутствие механизмов стимулирования перехода малых предприятий в категорию средних;
– наличие административных барьеров;
– узкий рынок (небольшая численность населения, гигантская территория, сложная логистика);
– низкий уровень доступности к государственным закупкам;
– отсутствие дешевых кредитов;
– недостаток квалифицированных кадров.
Обсуждение на площадке АЭФ приоритетных направлений вовлечения среднего бизнеса в реализацию задач по проведению технологической модернизации, цифровизации, повышению продуктивной деятельности и бизнес – компетенций, внедрению принципов «зеленой экономики», стимулированию деловой активности, позволит выработать единую политику, направленную на развитие среднего бизнеса в стране.