Реализация государственного социального заказа

Казахстанские НПО и получатели социальных услуг выразили свое мнение относительно политики реализации государственного социального заказа

50 НПО и 1500 респондентов из пяти регионов Казахстана – г. Астаны, г. Алматы, Карагандинской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей – выразили мнение о состоянии дел в сфере, связанной с реализацией государственного социального заказа в ходе социологического исследования, проведенного общественным фондом «Информационно-ресурсный центр» г. Алматы. 
Целью исследования стал анализ состояния дел в сфере реализации государственного социального заказа и выработка рекомендаций на основе полученных данных исследования.
На сегодняшний день неправительственный сектор Казахстана стал действенным инструментом в работе с социально уязвимыми группами населения. В то же время ситуация в данной сфере требует дополнительного изучения. Необходимо иметь представление, насколько услуги, предоставляемые в рамках государственного заказа, соответствуют интересам благополучателей, насколько эффективна деятельность НПО в социальной сфере и может ли гражданский сектор стать серьезным конкурентом для государственных структур в оказании услуг населению.
Результаты проведенного исследования показывают, что казахстанские НПО обеспечивают различные направления деятельности в рамках государственного социального заказа, при этом в зависимости от регионов выбор этих направлений несколько различается.
Одной из наиболее распространенных сфер деятельности НПО на сегодняшний день является поддержка социально уязвимых слоев населения. Наибольшее внимание данному направлению уделяется в крупнейших городах Казахстана – Астане (31,8%) и Алматы (24%), несколько меньше – в Южно-Казахстанской (16,7%), Карагандинской (14,3%) и Западно-Казахстанской областях.
Наиболее распространенными сферами деятельности НПО г. Астаны являются охрана здоровья граждан, г. Алматы – пропаганда здорового образа жизни (13,6%) и укрепление общественного согласия (9,1%), оказание помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации (14%), ЗКО – поддержка молодежной политики и детских инициатив (9,5%) и защита прав, законных интересов граждан и организаций (9,5%), в Южно-Казахстанской области повышенное внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан (16,7%), в Карагандинской области наиболее актуальными направлениями деятельности НПО являются охрана окружающей среды (14,3%), решение гендерных проблем (14,3%) и оказание помощи лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации (14,7%).
На вопрос о том, соответствуют ли проекты, реализуемые в рамках государственного социального заказа, потребностям целевой аудитории, мнение НПО разделилось. Так, например, 70% опрошенных Южно-Казахстанской области, 30% НПО г. Алматы дали ответ о частичном соответствии. НПО г. Астаны «соответствуют полностью» – 92%, и Карагандинской области (60%) считают, что соответствуют. Таким образом, в данной области целесообразно скорректировать направления услуг для государственного социального заказа. 
Согласно полученным результатам исследования наиболее полно были достигнуты запланированные результаты проекта НПО г. Алматы, далее в полученном рейтинге следуют г. Астана (7,4 балла), Карагандинская область (7,6 балла), Южно-Казахстанская область (6,1 балла). Таким образом, эффективность деятельности большинства казахстанских НПО в рамках госсоцзаказа является, по их мнению, достаточно высокой. Наименее эффективно действовали НПО Южно-Казахстанской области в связи с отсутствием актуальных проектов, интересных населению. 
На вопрос о том, способна ли реализация государственного социального заказа эффективно решать социально значимые проблемы населения или отдельных ее социальных групп, мнения НПО из разных регионов разошлись. Наиболее оптимистичны в данном отношении НПО г. Астаны и Карагандинской области, которые дали уверенный ответ «да». В г. Алматы большинство НПО (60%) дали не вполне уверенный ответ, что указывает на наличие определенных сомнений. Отрицательные ответы (41,7%) на данный вопрос чаще всего давали НПО Южно-Казахстанской области. 
Различаются ответы представителей НПО относительно актуальности тем для государственного социального заказа. Для г. Астаны такими темами являются прежде всего помощь социально уязвимым слоям населения (22,6%), права человека (16,1%) и организация досуга молодежи (16,1%). НПО г. Алматы назвали в качестве основных тем те же, что и по г. Астане – помощь социально уязвимым слоям населения (29%), права человека (17%) и организация досуга молодежи (11%). НПО Южно-Казахстанской области считают наиболее актуальными темами воспитание активной гражданской позиции (25%), помощь социально уязвимым слоям населения (14,3%), права человека (10,7%) и культурное наследие (10,7%). Карагандинская область наиболее актуальными темами считает охрану окружающей среды (18,75%), помощь социально уязвимым слоям населения (12,5%), организацию досуга детей и молодежи (12,5%). Кроме того, 25% опрошенных предложили свои темы, в числе которых права детей, здоровье, профилактика социальных конфликтов, медиация, профилактика коррупции.
По мнению НПО, одной из проблем в рамках государственного социального заказа является сложность с оценкой эффективности и результативности проектов. Решению данной проблемы может способствовать введение соответствующих стандартов по аналогии со стандартами государственных услуг. Прежде всего это повысит качество и условия оказания услуг, а также обеспечит равные возможности для НПО. Введение оценки результатов государственного социального заказа также должно благотворно повлиять на эффективность реализуемых проектов. 
По вопросу о том, кто должен осуществлять оценку результатов государственного социального заказа, преобладающим является мнение, что это должен быть государственный орган. Заметная часть опрошенных высказалась в пользу того, что это должна быть организация, непосредственно реализующая государственный социальный заказ. Лишь незначительное число опрошенных полагает, что оценку должны производить независимые эксперты.
Среди факторов, препятствующих эффективной реализации социальных проектов в рамках государственного социального заказа, наиболее часто представители НПО называли недостаточную материально-техническую базу и краткосрочность реализации проектов, отсутствие эффективного взаимодействия между НПО, государством и бизнес-структурами, несоответствие между реальными проблемами населения и тематикой лотов, недостаточную организационную и методическую поддержку государства. 
В качестве мер по повышению качества предоставления услуг в рамках государственного социального заказа наибольшее число голосов получили непрерывное финансирование, проведение мониторинга и оценки в процессе реализации и в конце проекта, а также долгосрочность проекта. 
Изучение вопроса, какие услуги оказывались населению, наиболее часто получаемой услугой стала материальная помощь, познавательные, информационные и методические, консультационные, образовательные услуги. По результатам исследования наиболее востребованными у населения являются различные формы материальной поддержки, а также информационные и консультационные услуги.
Способность НПО предоставлять населению качественные социальные услуги в рамках государственного социального заказа распределилась следующим образом: большинство услугополучателей считают, что НПО способны предоставлять населению качественные социальные услуги в рамках государственного социального заказа. В то же время значительная часть опрошенных полагает, что для этого необходимы определенные условия. Наиболее скептично относятся к возможностям НПО респонденты из Южно-Казахстанской области, среди которых 12,3% дали ответ «не способны».
Жители г. Алматы (54,5%) и г. Астаны (54,4%), Западно-Казахстанской области (45,7%). удовлетворены условиями предоставления социальных услуг, реализуемых в рамках государственного социального заказа, в том числе своевременностью и полнотой предоставления услуг. 25,2% услугополучателей Южно-Казахстанской области выразили наибольшую неудовлетворенность. Более четверти опрошенных в Карагандинской области (26,7%) затруднились ответить на данный вопрос, что указывает на то, что они сомневаются в ответе.
Таким образом, подводя итоги исследования, представители НПО считают, что необходимо рассмотреть возможность увеличения сроков оказания услуг в рамках государственного социального заказа, предусмотреть меры борьбы с демпингом при проведении тендеров. 
По Карагандинской области – решить существующие проблемы с финансированием, упоминаемые представителями НПО в ходе опроса.
Для повышения качества предоставления услуг в рамках государственного социального заказа следует осуществлять мониторинг в процессе реализации и делать оценку в конце проекта.
В Южно-Казахстанской области целесообразно скорректировать направление услуг для государственного социального заказа для повышения соответствия оказываемых услуг потребностям целевых групп. 
НПО из Южно-Казахстанской и Карагандинской областей можно рекомендовать усовершенствовать свою деятельность в рамках оказания государственного социального заказа.