Регионы просят внимания

Вчера в Астане завершился третий форум региональных СМИ Astana Media Week

4 001

Три дня текущей недели здание Казмедиа в столице напоминало встревоженный муравейник – около двух тысяч отечественных акул пера, а также гостей из ближнего зарубежья собрались здесь на свой третий по счету форум региональных СМИ. Организаторы подтвердили, что нашлось место всем, в том числе и 60 топ-менеджерам медиаиндустрии Казахстана и зарубежья и более 50 продакшн-компаний. Солидный получился десант, а главное, всем им было нескучно.

Приятное с полезным

4 002

Открывал медиафорум министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев, который после короткого спича пригласил на ковер для приятной процедуры – поздравлений тех, кому в этом году исполняется круглая дата с момента начала издания. Вдвойне приятно, что под такую приятную «раздачу» попали и обе алматинские вечерние газеты «Вечерний Алматы» и «Алматы акшамы». Под дружные аплодисменты коллег их главные редакторы Евгений Грюнберг и Кали Сарсенбай получили из министерских рук благодарственные письма и памятные дипломы, а также напутствия и дальше держать высоко взятую коллективами творческую планку.

4 003

4 004


Отметим, отраслевой министр также поздравил несколько газет и телеканалов с круглыми датами. В их числе газету «Рудный Алтай» Восточно-Казахстанской области со 100-летием, газеты «Есіл Нұра» и «Вести Акмолы» Акмолинской области – с 90-летием, газету «Атырау» – с 95-летием.
В дальнейшем приятную часть повестки заменили трудовые будни, которых участники совещания ждали с не меньшим интересом. А министр задал процессу соответствующий тон.
«Считаю, что это событие с каждым годом становится все более значимым и актуальным. Собрав вместе на одной площадке представителей ведущих местных СМИ, мы можем обсудить ключевые вопросы развития региональных медиа», – отметил он.
По его словам, регулярно проводимые министерством общественные замеры неизменно выявляют высокую востребованность у населения полноценного освещения локальной повестки дня.
«Это благодатная почва для вашего развития. И радует тот факт, что каждый год все больше региональных ресурсов благодаря освоению новых технологий, грамотной журналистской работе и менеджменту выбиваются в топы общереспубликанских рейтингов. Со своей стороны министерство готово оказать всяческую поддержку. Мы открыты для ваших предложений и инициатив», – заключил глава МИК.
Выступая на церемонии открытия Astana Media Week, министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев отметил значение медиа для современного общества Казахстана. «Ваши идеи каждо­дневно не только меняют информационный ландшафт, но и придают импульс процессам в различных отраслях – от политики до финансов, от сельского хозяйства до спорта. На этом фоне существенно возрастает значимость широкого обсуждения насущных проблем, выработки конкретных решений и механизмов дальнейшей работы. Именно с этой целью Astana Media Week собирает представителей не только журналистов и госорганов, но и PR-сообщества, а также зарубежных специалистов», – подчеркнул Д. Абаев.
Министр отметил, что в прошлом году на Astana Media Week республиканские телеканалы открыли много новых и интересных проектов, и выразил надежду, что AMW станет традиционным мероприятием для профессионального сообщества. В этот день прошли профессиональный и открытый питчинги, на которых представили проекты телевизионных, интернет- и других медиапродуктов. Участники обсудили важные вопросы индустрии на неформальной конференции MediaTalks «Профессии будущего».

Где деньги для СМИ?
Президент Альянса региональных СМИ Ержан Сейтказинов рассказал о планах по поддержке местной прессы в регионах страны. Трудно создать высокодуховный медиапродукт в условиях конкуренции без материальной подпорки. А где деньги на это брать?
«Сейчас основное финансирование региональных СМИ идет от областных исполнительных органов. При этом они делят свой бюджет еще и на национальные компании – крупнейшие порталы, телеканалы и т. д. Если бы был какой-то пакет, наверное, центральные органы могли бы тоже поработать с регионами», – сказал Е. Сейтказинов на одной из панельных сессий Astana Media week 2018.
Он напомнил о предпринятых в прошлом году мерах по поддержке региональных СМИ. «В прошлом году на базе этого форума было вынесено решение, чтобы хорошая помощь была оказана региональным СМИ по предоставлению бесплатного аудио- и визуального контента. Им пользовался ряд телеканалов, потому что в регионах есть ряд проблем с получением и обработкой этого контента», – отметил он. Спикер также рассказал о возможности внедрения субсидирования по производству контента для региональных СМИ.
«Если бы государство помогло в субсидировании региональных СМИ, наши коллеги из регионов смогли бы качественно информировать своего локального пользователя. Такие вот предложения, надеюсь, совместно с регионами и с профильным ведомством мы сможем вместе проработать. Оказать помощь регионам и дальше развиваться», – заключил спикер.
Важный источник финансирования СМИ, понятное дело, реклама. Нужна четкость, законодательная основа и в этой сфере. О ближайших планах своего ведомства по оптимизации рекламного контента на телевидении рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в области СМИ МИК РК Бекзат Рахимов.
«Очень активно обсуждаются населением и задают нам вопросы о том, почему у нас так много рекламы в вечернее время и почему так мало социальной рекламы на телеканалах. Эти нормы еще не приняты, но они уже находятся в Сенате на рассмотрении в рамках Закона «О внесениях изменений по вопросам рекламы».
Мы надеемся, что до конца года он будет принят. Есть все основания полагать, что со следующего года в вечернее время с 18.00 до 23.00 в рамках каждого часа объем рекламы не должен будет превышать 20% от общего объема вещания – 12 минут», – сказал представитель Мининформа.
По его словам, при мониторинге контроля по данной норме будут считать конкретно каждый час.
Сказал эксперт и по поводу социальной рекламы.
«Наконец-то сейчас находятся на рассмотрении в Парламенте поправки, связанные с тем, что на обязательных телеканалах, а их 15 в Казахстане, будет требование, чтобы было минимум 10 выходов в дневное время социальной рекламы. Начиная с утра – с 6.00 до 00.00», – пообещал он.

Без страха и упрека
Поделился своими советами известный телеведущий Серик Акишев, который дал несколько полезных рекомендаций для эффективной популяризации каналов в регионах. «Если говорить о региональных средствах массовой информации, только одна новость этого дня – самое важное для города, если новостной блок идет 15–20 минут, но только со всех сторон. Не надо рассказывать, что происходит в Астане, Алматы, Казахстане, мире. Конкретно про это расскажите. И вы будете единственным расследователем этой конкретной ситуации. Региональные или городские американские телеканалы делают так», – сказал Акишев.
Он посоветовал больше работать с блогерами и искать таковых самим. «Почему есть региональный контент в YouTube, почему у нас нет? Региональный с небольшим бюджетом не означает «стремный», наоборот – у вас есть больше возможностей для развития. Возьмите блогера из вашего города. Помогайте взращивать блогеров», – призвал ведущий.
С. Акишев также выразил мнение, что отсутствие большого бюджета и масштабности канала не является непоправимым недостатком. Напротив, по мнению ведущего, такие условия создают дополнительные возможности. «Не бойтесь обмениваться с республиканскими каналами, создавать корпункты. Любой директор любого телеканала с удовольствием примет вас для беседы. Небольшой – не значит нехороший или какой-то бедный, наоборот, небольшой – это мобильный, шустрый. Лучше быть королем в небольшом своем княжестве, чем на последних ролях в большом королевстве. Поэтому будьте королями у себя дома», – заявил С. Акишев.

Кто нас читает?
Казахский язык сохраняется благодаря средствам массовой информации. Такое мнение высказал главный редактор газеты «Айкын» Нурторе Жусуп на форуме региональных СМИ, проходящем в рамках медианедели Astana Media Weeк, передает Казинформ. «В мире и в Казахстане давно обсуждается вопрос о том, смогут ли противостоять рынку традиционные средства массовой информации – газеты, журналы, что их ждет в будущем. Некоторые эксперты говорят, что газеты и журналы приспособятся и будут издаваться. Другие считают, что время газет закончилось, скоро мы попрощаемся с ними. Как можно их сохранить?» – сказал Нурторе Жусуп.
По его словам, в Казахстане сложилась культура чтения. А это очень большая ценность, которая говорит о грамотности людей. Человечество придумало чтение для расширения кругозора, духовного обогащения. «В нашем сегодняшнем обществе, похоже, стало больше людей, не желающих думать. Потому что стало больше людей, переставших читать. Не читают ни газет, ни книг. Тогда для чего мы их издаем? В Казахстане каждый год по государственному заказу издается множество социально направленных книг. Кто их читает? В рамках программы «Культурное наследие» издана 100-томная энциклопедия «Бабалар сөзі», она стоит на полках. Кто-нибудь ее сейчас читает?» – спросил Н. Жусуп.
Кроме того, руководитель газеты остановился на роли казахскоязычных изданий в развитии государственного языка. «Истоки казахского слова сохраняют традиционные СМИ, газеты и журналы сохраняют казахский язык. Я ничего не имею против интернет-изданий, новых медиа. Но мы каждый день видим, как там коверкается язык, разрушается языковой фонд. Можно сказать, что традиционные СМИ – защитники государственного языка, единственные его хранители. Мы не видим, не можем представить, как может сохраниться государственный язык без традиционных СМИ, как он может далее развиваться и совершенствоваться», – сказал Н. Жусуп.

«Овраги» медийного образования
Министерство информации и коммуникации задумало это мероприятие для обсуждения наиболее острых вопросов развития печатного рынка национальных СМИ, трудностей и возможностей в период перехода на новые конвергентные формы.
Секцию по обсуждению проблем и перспектив развития медиаграмотности и медиаобразования в Казахстане провела журналист, директор медиашколы «Қазмедиа орталығы» Махаббат Есен.
В острой полемике представители работодателей – топ-менеджмент отечественных телеканалов и заведующие кафедрами факультетов журналистики четырех ведущих вузов страны высказали взаимные претензии и ожидания.
Были обсуждены вопросы: «Чему учат и как готовят журналистов?», «Не пора ли теорию заменить практикой?», «Почему медиаиздания и телеканалы неохотно берут студентов на практику?», «Каковы профессиональные стандарты и кто должен заняться их разработкой?», «Как обеспечить принцип конвергентности на практике?», «Какой педагог нужен студентам-журналистам?», «Почему телеканалы вынуждены обучать студентов основам жанров?», «Чего ждут кафедры журфаков от менторов на практике?».
Были заслушаны и мнения студентов, а также преподавателей региональных СМИ.
В ходе дебатов была высказана мысль о том, что журналистов не надо готовить четыре года – достаточно двухгодичных курсов либо полугодовой подготовки для специалистов других профилей: экономистов, юристов, финансистов и других.
Был озвучен взгляд на то, как готовят журналистов за рубежом, где профессиональным навыкам обучают на конвергентной основе, а также воспитывают высокую самооценку и мотивацию к профессии. Предложено оплачивать практику менторам-профессионалам из бюджетов вузов, а также на все годы учебы закреплять студентов за определенным ментором.
По итогу профессиональной дискуссии были озвучены рекомендации по совместной работе. Есть надежда, что они будут обоюдополезными для всех участников мероприятия. 

В завершении форума были объявлены победители в профессиональных номинациях. Лучшим пресс-секретарём признана Салтанат Азирбек из ДВД г. Алматы, а в номинации лучшая пресс-служба приз получил акимат города Алматы.

 

konkurs

Нуржан НУРАДИН