367.3  419.68 5.58

С баяном по жизни и сценам

История в вещах

7 003

- Мне подарили баян. Сразу бросилось в глаза – уникальный инструмент, неординарность изготовления видна с первого взгляда.

Со слов дарящего, а им оказался заслуженный артист Республики Казахстан, композитор и дирижер Сергей Рыжов, с этим баяном его отец Евгений Михайлович Рыжов не расставался на протяжении пятидесяти лет.
– Начиная с пятидесятых годов прошлого века и до выхода на заслуженный отдых папа работал в Казахской государственной филармонии солистом-баянистом и аккомпаниатором. Под этот баян пели такие прославленные певцы нашей страны, как Роза Багланова и Роза Джаманова.
Можно и нужно написать большой материал о концертной деятельности прославленных певцов, истинно народных любимцев, но не сейчас – тема другая, – баянная. А то, что именно Евгений Рыжов был среди баянистов Казахстана первым номером и действительно делил аплодисменты со звездами сцены советского времени, подтверждается не только афишами и фотографиями, сохраненными в семье музыканта, но и воспоминаниями народной артистки СССР Героя Социалистического Труда Бибигуль Ахметовны Тулегеновой:
– Конечно же, очень жаль, что Женя Рыжов ушел из жизни. Замечательный был музыкант, мог с ходу подобрать и аранжировать любую мелодию. Играл все, причем виртуозно, как говорится, от Баха до Оффенбаха.
Вот так – двумя предложениями написана ярчайшая характеристика, дана высочайшая оценка человеку.
Иной уйдет и грусти не оставит по себе. И лишь о светлых остается память.
Не так давно в мир иной отправился Евгений Михайлович Рыжов – так повелела судьба…
А что же его баян? Где и кем сделан, когда?
Среди ныне здравствующих баянистов старой гвардии инструмент Рыжова никто не опознал. Вернее, не добавил ему паспортных данных. Да и не мудрено – в советское время, особенно в годы расцвета музыкальной культуры в СССР, баян был самым распространенным и любимым инструментом. Массово трехрядки, как именовали баян в народе, производили на фабриках Ростова-на-Дону, в городах Кунгуре, Полтаве, Кирове, других музыкальных предприятиях и, конечно же, в Туле – на родине знаменитых самых звонких тульских гармоней.
Но были и штучные экземпляры, изготовляемые под рост, руки и прочие особенности исполнителя. Рыжовский баян из таких. Он небольшой по размеру, так как сам музыкант был невеликого роста, но очень звучный. При этом легкий, и это весьма странно. Как правило, заказные баяны тяжелы, потому что внутренний механизм исполнен из высокопрочных и специфических металлов – голоса на медных планках, говорилось в просторечье!
– Но Евгению Михайловичу Рыжову такой инструмент был в тягость, потому что простоять с ним на сцене два часа было не под силу, - поясняет момент старейший преподаватель, взрастивший не одно поколение баянистов, Василий Григорьевич Лагодин. – Потому-то он и заказал облегченный вариант.
Но почему у этого легкого инструмента такой богатый и очень громкий звук?
«Вскрытие» баяна показало: вместо тяжелой меди мастер использовал высококачественный дюралюминий!
Кто был тот умелец?
– Есть только одно предположение – его фамилия Бунин, – говорит Лагодин. – Других мастеров в те времена в Казахстане просто не имелось…
Сейчас в почете электронная музыка. А от поры музыкантов, что умели петь и играть без микрофонов, остается раритетная память. В данном случае – баян Евгения Рыжова, фронтовика, баяниста-виртуоза.
Василий ШУПЕЙКИН