С дипломом – в село

Казахстанские сельские школы нуждаются в квалифицированных педагогах

4 001Как сегодня идет их подготовка и что делается для того, чтобы учителя ехали и оставались работать на селе, рассказала ректор Казахского национального женского педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Гаухар Торемуратовна АЛДАМБЕРГЕНОВА.
– Повышение уровня и качества жизни населения, эффективного воспроизводства высокопрофессио­нальных кадров пораждает проблему формирования педагогических кадров. Данная проблема существовала всегда, и в настоящий момент она актуальна вдвойне, – говорит Гаухар Торемуратовна. – Одна из причин такого положения заключается в стабильном росте дошкольных и школьных учреждений, связанном с демографическим ростом населения. По данным национального доклада МОН РК по итогам 2018 года «О состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан», в Казахстане проживает 1 537 539 детей дошкольного возраста, 3 229 393 человека в возрасте от 7 до 17 лет. По сравнению с 2012 годом этот показатель вырос на 597 262 человека. На конец прошлого года в Казахстане работало 7414 школ, не считая лицеев и гимназий, 9828 дошкольных учреждений, включая мини-центры, численность которых, по данным статистики, тоже растет.
Исходя из этой статистики, профессия педагога становится еще более актуальной в современном образовательном пространстве, и требования к профессионализму учителя, способствующего формированию будущего образования, науки и культуры, возрастает в несколько раз.
– В чем, на ваш взгляд, заключается проблема формирования кадров для наших дошкольных и средних учебных заведений?
– Их несколько. Это невысокая заработанная плата, предпенсионный возраст педагогических кадров и отсутствие профильного образования. Из 90 671 работающего педагога в школах 4,5% пенсионного и предпенсионного возраста, а в дошкольных учреждениях из 27 258 педагогов 20,1% не имеют высшего и высшего дошкольного образования.
Еще одна проблема – оторванность программы обучения всех уровней образования друг от друга. В то время когда средняя школа переходит к обновленному содержанию, программа дошкольного образования больших изменений не претерпела.
– Может ли ваш вуз способствовать решению этих вопросов?
– Для профессиональной адаптации будущих педагогов образовательные программы подготовки педагогических кадров в КазНацЖенПУ практикоориентированы. Наши студентки проходят практику с первого по четвертый курсы – начиная с ознакомительных занятий, заканчивая преддипломной работой. Базами практик КазНацЖенПУ являются более 70 организаций дошкольного, среднего и профессионального образования регионов страны, в частности Алматы, Алматинской, Кызырлодинской, Жамбылской и других областей. При учреждениях образования Алматы созданы филиалы кафедр, которые способствуют тесному сотрудничеству между вузом и организацией образования. Через свои филиалы КазНацЖенПУ реагирует на изменения потребности школы и дошкольных учреждений. Следствием этого становится выявление траектории подготовки будущих специалистов и согласование образовательных программ. Мы также занимаемся экспертизой и обсуждением образовательных программ с работодателями. Другое направление нашей деятельности – разработка образовательных программ с учетом обновленного содержания в рамках трансформации опыта Назарбаев Университета и Назарбаев Интеллектуальной школы.
Для удовлетворения рынка труда квалифицированными специалистами в университете наряду с группами с казахским и русским языком обучения по образовательным программам естественно-научного направления (физика, химия, биология и т.д.) ведется подготовка будущих учителей на английском языке обучения. Это позволит будущим учителям быть востребованными и конкурентоспособными на современном рынке труда.
Для формирования навыков использования инновационных технологий обучения, соответствующих современным требованиям непрерывного образования, в КазНацЖенПУ введены такие курсы, как «Робототехника в дошкольных учреждениях», «Практикум по работе с образовательными онлайн платформами (STEM)», «Инклюзивное образование», «Методика научно-исследовательской работы». В университете функционируют психолого-коррекционный центр, в котором оказывается специальная помощь детям с ограниченными возможностями, и наши студентки проходят непрерывную практику работы с детьми и родителями данной категории, центр робототехники, в котором будущие учителя физики и информатики проходят методику преподавания данной дисциплины в школе. Сформирован кабинет Монтессори, где будущие воспитатели знакомятся с новыми методиками и технологиями развития детей дошкольного возраста.
Создание таких центров позволяет нашим студенткам в реальности решать различные педагогические проблемы, быть практически готовыми к профессиональной деятельности. Работа в центрах позволяет нашим студентам проводить исследовательскую работу при написании дипломных работ и магистерских диссертациий. 80% дипломных работ наших выпускниц посвящены методике преподавания дисциплин с обновленным содержанием и инновационными технологиям обучения.
– Занимается ли КазНацЖенПУ трудоустройством своих выпускниц? Не секрет, что многие вчерашние студенты предпочитают оставаться в Алматы, так как здесь и зарплата выше, и условия для жизни, досуга получше…
– Это является одной из главных целей университета. Нами сформирована база потенциальных работодателей и ежегодно проводится ярмарка вакансий. Так как около 90% студенток нашего университета являются жителями регионов страны, то государственная программа «С дипломом в село» является актуальной и востребованной нашими выпускницами. В ней принимают участие выпускники таких востребованных специальностей нашего университета, как образование, культура и спорт, социальное обеспечение.
Как известно, по данной программе законом предусмотрено предоставление специалистам образования, прибывающим для работы и проживания в сельские населенные пункты, мер социального обеспечения, условий для занятий спортом, культурным досугом. Им предусмотрена выплата единовременного подъемного пособия в размере 100 МРП, социальная поддержка для приобретения жилья – бюджетный кредит сроком на 15 лет со ставкой вознаграждения 0,01% в размере 1500 МРП. По словам вице-министра национальной экономики РК Ермека Алпысова, с 2009 года в программе приняли участие свыше 60 тысяч человек, и наибольшее количество участников по данной программе – 42  745 выпускники в сфере образования, что составило 71,2% всех участников программы. Не остался в стороне и КазНацЖенПУ. Более 100 выпускниц нашего университета уже воспользовались данной программой, что позволило им стать более самостоятельными и уверенными в будущем.
Однако наряду с выделенными кредитами и социальной поддержкой в сельской местности большое значение имеет и быт. Наши выпускницы испытывают затруднения в обеспечении топливом, водоснабжением, обеспечением места в детских садах, организации досуга для детей и так далее. Поэтому при привлечении молодежи в село необходимо, конечно, и планирование вышеназванных условий.
В этом году другим важным моментом реализации государственной программы «С дипломом – в село» стала программа выделения дополнительных 5000 грантов местным исполнительным органам, адресной социальной помощи для многодетных семей и семей, получающих адресную социальную помощь. По данной программе наш вуз получил более 80 дополнительных грантов, обладатели которых через четыре года вернутся в регионы.
Конечно, огромную помощь и поддержку нашим выпускницам окажет принятие закона «О статусе педагога», который позволит создать систему социальных гарантий педагогов. Во время его обсуждения, как сказал на заседании Правительства РК министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, было проанализировано 18 тысяч предложений педагогической общественности. Это означает, что данный законопроект имеет тщательно продуманную основу. Основная идея законопроекта заключается в сокращении нагрузки на учителя, ограждении его от выполнения несвойственных функций. Как отметил глава Правительства РК Аскар Мамин, реализация законопроекта позволит повысить статус профессии учителя, обеспечить защиту чести и достоинства, создать систему социальных гарантий для педагогов.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ