С коррупцией надо бороться всем миром

Послание народу Казахстана-2018

10 задач, поставленных Лидером нации перед народом Казахстана в Послании этого года, направлены на реализацию тех важных стратегических документов, которые были приняты ранее, – стратегии План нации «100 конкретных шагов» и «Казахстан-2050», основанных по большому счету на тех изменениях, которые произошли в прошлом году в Основном законе в ходе конституционной реформы.

4 001

– Мне хотелось бы обратить внимание на две задачи, обозначенные Главой государства, говорит советник ректора Евразийской юридической академии имени Д. Кунаева, доктор юридических наук, ученый-конституционалист Эркин Дуйсенов. – Это - 8-я, где говорится об эффективном государственном управлении, и 9-я – борьба с коррупцией и верховенство закона. Президент Казахстана не случайно обращается к вопросу повышения эффективности государственного управления, поскольку одной из институциональных реформ, заложенных в Плане нации «100 конкретных шагов», является как раз-таки создание эффективного государственного управления, отвечающего требованиям времени и призванного служить благу каждого гражданина РК.
В этом аспекте надо отметить, что речь идет в том числе и о повышении заработной платы для госслужащих. Мы прекрасно понимаем, что одним из действенных механизмов противодействия коррупции в государственном аппарате является создание условий для достойного существования наших чиновников. Повышение заработной платы будет служить стимулом не просто для дальнейших свершений по выполнению своих обязанностей, но и будет являться средством противодействия коррупции.
Глава государства отметил также в своем Послании, что превентивная борьба с коррупцией будет вестись и дальше. Она озвучивается и числом лиц, привлеченных к ответственности за коррупционные правонарушения, и обозначено суммой – порядка 17 млрд. тенге, которые были возвращены в бюджет государства. Обращаясь к проблеме противодействия коррупции в данном аспекте, хотелось бы сказать, что борьба с ней должна вестись по всем фронтам. Для государства не существует мелкой или крупной коррупции, и формирование коррупционного правосознания является одним из факторов создания действенного механизма противодействия этому злу.
Расшифровывая это понятие, Глава государства напомнил, что оно представляет собой систему устойчивых взглядов на правовую действительность в части отрицательного отношения к любым коррупционным проявлениям. Общество, по его словам, должно осознать, что коррупция наносит огромный ущерб не только продвижению экономических реформ, но и развитию духовного потенциала нации, поскольку она деморализует как общество, так и субъектов коррупционных правонарушений – государственных служащих. Надо ли говорить о том, что формирование правовой культуры и сознания необходимо начинать с детского сада и последовательно проводить в школе, вузе и т. д. То есть такое воспитание должно выйти сегодня в нашей стране на первый план, коль мы ставим формирование нового поколения казахстанцев. В целом правовой нигилизм, который сегодня существует в обществе, достиг критического предела.
С помощью соответствующих всеобучей на государственном уровне люди должны осознать, что совершение таких правонарушений не просто наказуемое деяние, это можно расценивать и как действия, направленные на подрыв нашей экономики в условиях построения демократической правовой государственности. Особое внимание следует обратить на субъектов правонарушений – государственных служащих. Такие правовые акты, как Закон «О государственной службе РК», Этический кодекс государственных служащих страны и Закон «О противодействии коррупции в РК» содержат в себе немало норм, направленных на противодействие коррупции в государственных органах. Это и ограничение, связанное с поступлением на государственную службу, и запрет нахождения там родственников, находящихся в прямом подчинении друг у друга, и обязанность декларирования доходов, и многое другое. Однако эти нормы не вполне понятны сегодня и самим чиновникам, поэтому правовой всеобуч необходимо возродить как в этой среде, так и обществе в целом. Для этого необходимо использовать научно-теоретический потенциал страны, то есть вузы, занимающиеся подготовкой юридических кадров. Огромную роль в формировании антикоррупционного правосознания призваны играть и средства массовой информации. В них необходимо не просто констатировать факты совершения коррупционных правонарушений и последовавшего за этим наказания, но и освещать вопросы, связанные с их профилактикой.
Учитывая огромный вред, наносимый обществу и государству этим социальным злом, большую роль в искоренении коррупции могут сыграть институты гражданского общества. Это всевозможные НПО, которые функционируют в нашей стране, но их деятельность необходимо активизировать и стимулировать. Люди должны понять, что бороться необходимо не только с последствиями коррупционных правонарушений, но и тем, что их можно избежать с помощью профилактических мер. К их числу следует отнести проведение обучающих мероприятий в государственных органах и организациях. А именно: разъяснение антикоррупционного законодательства и того, какой моральный и духовный ущерб они могут нанести обществу и государству .
Принимаемые в стране антикоррупционные программы содержат в себе подобного рода положения. Вместе с тем государство в целом и политическая элита страны в частности должны осознать, что одним из действенных средств противодействия коррупции в государственных органах, особенно в условиях экономического кризиса, может стать повышение заработной платы чиновникам. Мне могут возразить, что это не поможет, все равно будут брать взятки. Однако ни для кого не секрет, что основная масса людей, работающих сегодня на государственной службе, получают вознаграждение за свой труд, которого едва хватает на то, чтобы свести концы с концами. К тому же мировой опыт показывает, что именно материальное стимулирование чиновников и связанный с этим контроль за их деятельностью являются действенным средством антикоррупционного поведения. Я лично смею предположить, что основная масса людей, добровольно пришедших на госслужбу, все же являются патриотами своей страны и имеют твердую гражданскую позицию в вопросах необходимости укрепления экономического роста Казахстана. Поэтому получение ими достойной заработной платы позволит существенно снизить уровень коррупционных правонарушений.
В ходе последней конституционной реформы, которая прошла зимой прошлого года, мной было внесено предложение включить в Основной закон страны норму, которая обязывала бы каждого гражданина противодействовать любым, ставшим им известными, проявлениям коррупции. Являясь конституционной обязанностью, эта норма существенно смогла бы способствовать снижению ее уровня в Казахстане, так как текущее законодательство, основываясь на конституционных нормах, не должно противоречить им. Это означает, что законы и подзаконные правовые акты должны содержать в себе более оптимальные нормы, направленные на снижение уровня коррупции в той или иной сфере.
Повторю как догму: сегодня в обществе необходимо проводить масштабную работу по формированию антикоррупционного правосознания как среди субъектов правонарушений, то есть госслужащих, так и среди простого населения. Надо честно признать: на определенном этапе развития общества государство, занятое более значимыми проблемами, а именно экономическими и социальными реформами, не уделяло должного внимания вопросам правового воспитания граждан, что привело в определенной степени к деформации правового сознания, в том числе и в вопросах их антикоррупционного поведения. Народная мудрость на этот счет недаром гласит: «как телегу смажешь, так и едешь», «закон что дышло – куда повернул, туда и вышло». Сегодня необходимо искоренить в сознании людей подобного рода представления о законе и деятельности лиц, в чью компетенцию входит выдача лицензии, справок, предоставление земельных участков, медицинской помощи и т. д.
Теперь, что касается антикоррупционного законодательства. Сегодня к нему следует отнести в первую очередь Уголовный кодекс РК. Глава 15, которая так и называется «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления», содержит в себе статьи – 361 («злоупотребление должностными полномочиями»), 362 («превышение власти или должностных полномочий») и ряд других статей. Кодекс «Об административных правонарушениях» также содержит в себе ряд статей, предполагающих административные взыскания за совершение коррупционных правонарушений. Ряд норм, направленных на борьбу с коррупцией, закреплен и в Законе «О противодействии коррупции в РК». Однако все эти правовые нормы могут быть реализованы в полном объеме только в том случае, когда не только специально уполномоченные государственные органы и их должностные лица будут заниматься эффективной борьбой с коррупцией, но и когда на борьбу с ней встанет и само общество тоже. Иначе как всем миром с таким масштабным социальным злом, как коррупция, невозможно бороться.
Опять же надо признать: полностью искоренить коррупцию еще нигде не удалось. Из мировых СМИ мы знаем, что ее проявления имеют место быть во многих развитых странах мира. Однако снизить ее уровень до минимального государство обязано, поскольку она является тормозом на пути к прогрессивным преобразованиям в экономике, в государственном управлении, социальной сфере и т. д.
Разия ЮСУПОВА