С видом на город

Насколько популярен городской пейзаж у алматинских художников? Об этом мы побеседовали с заслуженным деятелем РК профессором Байтурсыном Уморбековым. Поводом для беседы стал пленэр «Моему городу 1000 лет», который завершился в Алматы


Художники в течение недели писали свои работы на открытом воздухе, а объектом вдохновения для них стали достопримечательности и горные пейзажи Аматы. Лучшие работы выберет жюри, в состав которого входит наш собеседник. 8 августа в 16.00 по итогам пленэра в арт-галерее «Белый рояль» состоится открытие выставки.

CAX 5137


– Живописцы мегаполиса часто обращаются к жанру городского пейзажа?
– Алматы меняется, расширяется, сегодня уже совсем не тот город, который был несколько лет назад, поэтому очень важно запечатлеть для истории разные исторические периоды. Но, к сожалению, сегодня совсем немного художников-урбанистов. Среди них Алексей Уткин. Есть еще маститый пейзажист Арсен Даутбаев, но его в большей степени интересуют окрестности Алматы. Хотя иногда он пишет и городские пейзажи. К слову, как-то он писал городской пейзаж с чердака гостиницы «Алматы», получилось очень интересно.
– А если бы вы в этом конкурсе принимали участие, то какие бы места выбрали для работы?
– Я бы выбрал места, повествующие о древней истории или о старине. Например, район, где находилась крепость. Иными словами, я бы взял темы, уходящие как можно дальше от сегодняшних реалий. Думаю, что это было бы интересно современным зрителям.
– Я знаю, что вы преподаете в академии искусств имени Темирбека Жургенова. Скажите, будущих живописцев интересуют городские пейзажи?
– Каждый год со студентами проводится пленэр в черте города, поэтому они пишут городской пейзаж. Их работы выставляются ежегодно в конце мая. По традиции они раскладывают свои картины по всей территории академии искусств, и, проходя по коридорам, с ними можно ознакомиться. Это произведения в самых разных техниках – масло, акварель, зарисовки, это все живые работы в стиле импрессионизма.
– Существует ли сегодня госзаказ по работам, посвященным нашему городу?
– Союз художников выходил к чиновникам с таким предложением, но пока госзаказа на эту тему нет. Между тем такая работа была бы перспективной. Глава государства подчеркивает, что Алматы – колыбель нашей независимости, и на эту тему можно было бы создать много интересных работ.
Нужно организовывать больше конкурсов на эту тему, они не должны быть недельными, как этот пленэр, а темы должны озвучиваться за год, чтобы у художника было больше времени для серьезной работы. Картины, созданные на таких конкурсах, можно будет не только показывать внутри республики, но и ездить за рубеж, рассказывать миру о нашем городе, о нашей республике сквозь призму независимости.
– А что будет с работами нынешнего пленэра, после того как в стенах арт-галереи «Белый рояль» пройдет финальная выставка, их где-то еще планируется демонстрировать?
– Я считаю, что после выставки музеи могли бы закупить эти работы. Картины, кстати говоря, хорошо бы смотрелись на стенах нашего акимата или культурных центров города, театров. Работы художников должны жить, а для этого нужно, чтобы они постоянно экспонировались.
– Скажите, а зарубежные художники интересуются Ал­маты?
– Бывает, что приезжают. Несколько лет назад Союз художников организовывал симпозиум «Евразия. Образы современности», и к нам приехал художник из Австрии, а также живописцы из республик бывшего СССР, они с удовольствием работали. После этого симпозиума мы подарили нашему музею десяток работ. Иными словами, зарубежные художники приезжают, когда мы их приглашаем. Нужно отметить, что им очень интересно у нас работать.
– Коллекционеров интересуют работы, связанные с городом Алматы?

– Конечно, у нас есть коллекционеры, которые постоянно находятся в поиске художников прошлых лет, писавших работы на тему Алматы. Например, коллекционеров интересуют произведения Шарденова, Ажиева, других классиков.

– Художники на Арбате в основном предлагают работы, на которых изображены сюжеты из жизни степи. Городской пейзаж тоже бывает, но редко. Почему?
– Арбат – это такое место, где художники создают ширпот­реб. Они работают на публику, которая не очень интересуется нюансами живописи. Художники с Арбата делают салонные работы, пользующиеся спросом: юрты, кони и так далее. Это красиво, может украсить офис или квартиру, хотя, безусловно, прекрасным украшением может быть и городской пейзаж, он способен создавать атмосферу уюта.
– На ваш взгляд, в Алматы доставочное количество галерей, они удовлетворяют спрос зрителей и самих художников?
– Это очень большой и серьезный вопрос. Мы, Союз художников, Министерство культуры, акимат, должны воспитывать зрителей будущего. Молодежь должна учиться глубоко понимать искусство. Это нужно для воплощения идеи «Мәңгілік ел». Чтобы государство было вечным, нужно прежде всего воспитывать культурных людей. Поэтому мы должны строить галереи. Городу, и сегодня об этом много говорится, нужен современный выставочный центр. Потому что помимо Музея искусств имени Кастеева у нас нет большой картинной галереи. Я знаю, что проект такого выставочного центра разрабатывается, хотелось бы, чтобы он реализовался.

CAX 9211


– Но у нас много небольших салонов, картинных галерей…
– Частные картинные галереи – это совсем другие весовые категории. Каждая галерея делает рекламу только тем художникам, с которыми она заключила договор. Но крупные задачи такие галереи ставить не могут, потому что у них ограничены возможности.
– Проводятся ли у нас в городе на серьезном уровне аукционы и появляются ли на них работы с алматинской тематикой?
– Аукционы проводятся, в частности в Музее искусств имени Кастеева. Но казахстанцы пока еще не готовы к таким видам арт-рынка, как аукцион. Я в свое время говорил о том, что надо готовить зрителя, воспитывать его, чтобы ему было интересно участвовать в аукционах.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Сергея ХОДЯКОВА