Счастливое число «Салюта»

В прокат вышел российский ответ голливудской «гравитации». Американо-советское соперничество в космосе продолжилось на кинопленке


Итак, космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестает отвечать на сигналы центра управления полетом. Принято решение об отправке на орбиту спасательной экспедиции. Космический экипаж должен найти «мертвую» станцию и впервые в мире провести стыковку с 20-тонной глыбой неуправляемого железа.
Космонавты понимают, что шансов вернуться на Землю у них немного. Но этот рискованный путь – единственно возможный. Они должны не только проникнуть на «Салют-7», но и оживить его. Кстати, одним из этих смельчаков был наш соотечественник Владимир Джанибеков, родившийся в Южно-Казахстанской области, а полет будущие герои совершили со станции «Байконур», так что этот фильм имеет непосредственное отношение к Казахстану.
Надо сказать, что в 1985 году, когда в космосе произошло ЧП и спасательная экспедиция превратилась в опасное испытание, советские люди ничего об этом не знали.
Между тем режиссер Клим Шипенко в фильме «Салют-7» показал свое видение того, что же тогда творилось вдали от глаз. И мне кажется, он был близок к истине, когда демонстрировал, что у каждого, кто имел отношение к той ситуации, были свои резоны поступать так, а не иначе. У представителей власти была одна забота – не ударить в грязь лицом перед мировым сообществом и не показать, что ситуация критическая и срочно нужна чья-то помощь. Они прекрасно понимали, что могут быть жертвы, но такова цена многих больших решений. Иногда приходится идти на риск.
Были еще космонавты, где кроме них самих никто не смог бы им помочь. Понятно, что в эту авантюру они ввязались по приказу Родины, но настает момент, когда им нужно подумать и о себе. Эти противоречивые чувства в стрессовой ситуации удалось передать Владимиру Вдовиченкову и Павлу Деревянко.
Есть в фильме и третья сторона – взгляд на происходящее руководителя полетами, которого блестяще сыграл Александр Самойленко. Его герой уже не раз видел, какую цену приходилось платить простым людям за сохранение престижа великой страны, в которой им посчастливилось жить. Он и так несет тяжкий груз и не хочет делать его еще тяжелее, понимая, что за свои поступки придется отвечать перед собственной совестью, которая бывает безжалостна. Режиссеру и актеру очень хорошо удалось показать наивысшую точку кипения его переживаний, когда он начинает копировать действия космонавтов на земле, понимая, что бессилен помочь им в реальности… И таких цепляющих эпизодов в картине достаточно.


Леля ВЕРЕСОВА