Слово о кадрах

Как статья в «Вечерке» помогла развитию любительского кино

27 001

Вторая половина 1960-х годов ознаменовалась развитием любительского кино. Главную роль здесь сыграло появление в широкой продаже непрофессиональных кинокамер с пружинным заводом типа «Киев-16».
Алмаатинцы так увлеклись киносъемкой, что при популярном фотоклубе «Медео» появилась секция кино, и он стал называться фотокиноклуб.
Однако кинолюбителям хотелось не просто снимать своих домашних на память, а на серьезном уровне учиться киносъемочному процессу. Но школ, где обучали бы творческому мастерству, не было. Нужно было исправлять ситуацию, и тогдашний член правления клуба, а ныне его руководитель Валерий Коренчук написал статью в недавно открывшуюся газету «Вечерняя Алма-Ата» о проблемах кинолюбителей. Материал вышел в № 212 от 11 сентября 1969 года и назывался «Проблемы малого экрана».
«Организация кинолюбительства страдает большими недостатками, – писал Валерий Коренчук. – Самый больной вопрос – это кадры руководителей студий. Руководители должны быть грамотными, иметь навыки практической работы, обладать художественным вкусом».
Эффект от печатного слова превзошел все ожидания. Движение кинолюбителей поддержал не просто опытный профессионал, а настоящий тяжеловес – именитый оператор, соратник Шакена Айманова Марк Беркович, который, к слову, сам был автором «Вечерки» – писал статьи о новинках кино. Беркович имел большой преподавательский опыт, вел курс во ВГИКе.
Начались занятия с кинолюбителями, на которых мастер рассказывал о приемах большого кино, которые способны вывести киноленту на качественно новый уровень, давал профессиональные советы. Беркович учил изобретательности, иносказательному языку, метафорам, хитростям монтажа, с помощью которого можно усилить драматизм сюжета и даже изменить содержание фильма. Он же участвовал впоследствии в отборе фильмов на всесоюзные фестивали любительского кино.
Серьезные занятия принесли плоды – работы алма-атинских кинолюбителей часто отмечали на всесоюзных смотрах.
Кино в прямом смысле слова пошло в массы, на заводах и фабриках стали организовывать киноклубы. Валерий Коренчук был в рядах основателей киноклуба на своем производстве – машиностроительном заводе имени Кирова. Первый фильм, снятый на кинокамеру «Киев-16» усилиями заводского клуба стал местным бестселлером.
Кинолента была снята на злободневную тему – борьбы за трезвость. Дело в том, что два раза в месяц – в дни аванса и зарплаты – из трех заводских проходных народ расходился отнюдь не по домам. Вокруг завода предприимчивые жители частного сектора создали настоящую инфраструктуру «культурного» распития спиртных напитков. В беседках, расположенных на территории подворий, гостей в такие дни ждала традиционная для этого дела закуска – в любое время года стояли мисочки с огурцами-помидорами. У заводчан эти походы назывались «к теще на блины». А в качестве оплаты гости оставляли пустые бутылки, которые хозяева сдавали в пункты приема стеклотары.
Между улицами Пастера и Гоголя тогда находился большой продуктовый магазин с винно-водочным отделом, куда рабочие устремлялись в день получки.
– Из квартиры одного из участников киностудии открывался прекрасный обзор местности, это позволило нам сделать удачные кадры, – вспоминает Валерий Коренчук.
Помимо этого, заводчане разбредались по окрестным забегаловкам. Одна из самых популярных – так называемая «деревяшка» – располагалась на Космонавтов, ниже Гоголя.
– Для лучшего обзора я с кинокамерой взбирался на стол и громко говорил: «Кировчане, посмотрите сюда, вас снимают», – со смехом вспоминает глава фотоклуба «Медео».
Съемки продолжались полтора месяца, снимали и открытой камерой, и скрытой – благо аппарат был компактным. В результате получился десятиминутный фильм. Первым делом его показали директору завода Петру Резчику. Показ проходил при участии членов парткома, профкома, комитета комсомола. По окончании сеанса глава оборонного предприятия, Герой Соцтруда поручил составить график просмотра в каждом цехе.
Так начались киносеансы. Авторы рассчитывали на воспитательное воздействие своего кино. Но эффект от просмотра оказался совершенно неожиданным: увидев себя на экране, заводчане пришли в восторг и просили прокрутить фильм еще и еще. Никто не обратил внимания на «глубокую задумку» создателей – воспитательный эффект потонул в радости, которую испытывали «актеры» от своего дебюта в кино.
На заводе увлеклись любительской киносъемкой. Местная студия пополнилась новыми участниками, ведь снимать и сниматься в кино оказалось более интересным делом, чем ходить «к теще на блины».
Неработающую котельную в районе заводских домов на Гоголя, между Космонавтов и Мечникова, переоборудовали в фотокиноклуб. Там был кинопавильон, монтажная, комната для озвучивания – словом, все необходимое для съемки фильмов.
Так, публикация в «Вечерке» помогла кинолюбителям, а участники клуба «Медео» на протяжении 50 лет являются внештатными фотокорреспондентами и авторами газеты.
Что же касается любительского кинодвижения, то оно существует и сегодня.
– В фотоклубе периодически проходят просмотры любительских фильмов, снятых в цифровом формате, – рассказал Валерий Коренчук.
А кинокамеры с пружинным заводом стали раритетом, напоминающим о временах большого творческого энтузиазма – периоде зарождения движения кинолюбителей.

27 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из личного архива Валерия Коренчука