Служба в госорганах предъявляет высокие требования к морально-этическому облику чиновников

Государственные служащие должны быть честными, справедливыми, скромными, должны соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность, а также обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений.

В 2016 году в Казахстане принят новый Этический кодекс государственных служащих,регламентирующийстандарты поведения государственных служащих на работе, в отношениях с коллегами, в свободное от работы время, при публичных выступлениях в средствах массовой информации.
Новый кодекс способствует повышению профессионализма и ответственности служащих, улучшению дисциплины государственного аппарата, а также укреплению доверия общества к госорганам.
Этические нормы общедоступны и размещены во всех интернет-ресурсах госорганов, на стендах в административных зданиях государственных органов. При поступлении на работу каждый госслужащий в обязательном порядке должен ознакомиться с его положениями.
В целях надлежащего осведомления населения и госслужащих о проводимой Агентством по делам госслужбы и его территориальными подразделениями работе по контролю в сфере этических правонарушений разработано специальное мобильное приложение «Этика на госслужбе».
В приложении можно найти памятку по основным требованиям этических стандартов государственных служащих и рекомендации к форме их одежды, информацию об уполномоченных по этике госорганов и регионов, а также тест на определение «идеального госслужащего». Данное новшество можно скачать в известных платформах Appstore, Android и Windows store.
Департаментом по делам государственной службы по Южно-Казахстанской области разработано приложение memkyzmet.kz, в котором также сформированы интересные рубрики, касающиеся вопросов аттестации госслужащих, прохождения тестирования, профилактики коррупционных правонарушений. Все граждане в свободном доступе могут ознакомиться с информацией об оказываемых госуслугах, с соответствующей нормативной правовой базой. Желающие вправе задать вопрос руководству Департамента и получить ответы на поставленные вопросы.
В целях реализации положений Этического кодекса агентством разработаны памятки и рекомендации, содержащие детальные пояснения требований к правилам поведения госслужащих в рабочее и во внерабочее время, к стилю и форме одежды. Указанные документы направлены для руководства в работе и ознакомления всех госслужащих во все государственные органы.
Департаментом по делам государственной службы на постоянной основе проводится работа по разъяснению новых этических норм и законодательства о государственной службе. В этих целях опубликовано 76 статей в средствах массовой информации, проведено свыше 200 семинаров-совещаний.
Также департаментом осуществляется контроль за соблюдением требований законодательства о государственной службе. Каждое поступившее обращение тщательно рассматривается, выявляются причины возникновения нарушений.
В случаях выявления нарушений департаментом принимаются меры по восстановлению прав граждан, виновные лица привлекаются к ответственности. Вместе с тем в целях недопущения впредь нарушений департаментом проводятся семинары-совещания с сотрудниками соответствующих подразделений, на которых разъясняются нормы законодательства в сфере государственной службы.
К примеру, в 2016 году департаментом рассмотрено 252 обращения на действия госслужащих, по 46 обращениям доводы подтвердились, права восстановлены 32 гражданам (70%).
В I квартале 2017 года рассмотрено 91 обращение, в ходе проверок выявлено 14 нарушений, к ответственности привлечены 15 служащих, права восстановлены семи гражданам (50%).
Необходимо отметить, что восстановление прав граждан является важным индикатором работы департамента, данной работе уделяется большое внимание. Зачастую права не восстанавливаются по объективным основаниям – истечение сроков давности, позднее обращение граждан в уполномоченный орган, отсутствие соответствующих норм в законодательстве, позволяющих разрешить спорные вопросы.
За нарушение стандартов поведения государственных служащих
во внеслужебное время, выразившееся в антиобщественном поведении,
привлечены к дисциплинарной ответственности три сотрудника в 2016 году и один сотрудник в 2017 году.
Необходимо отметить, что работа по профилактике этических правонарушений также проводится уполномоченным по этике аппарата акима г. Алматы, который проводит встречи с населением, разъясняет положения этических норм. При организации встреч с государственными служащими уполномоченным по этике обращает внимание на права и обязанности служащих, оказывает помощь по защите собственных прав.
Госслужащие могут обратиться к уполномоченному по этике для внесения предложений по улучшению работы, совершенствованию этических норм и других предложений, связанных со сферой государственной службы.
Особое внимание уделено работе Совета по этике.
Деятельность настоящего Совета по этике направлена на превенцию коррупции. Значительно сокращено количество лиц, привлеченных к ответственности за дисциплинарные проступки, за нарушение норм законодательства о госслужбе, этических норм, а также дискредитирующих проступков. Роль совета заключается не только в принятии решения о наказании, в большей степени она направлена на вынесение рекомендации по принятию профилактических мер. В ходе заседаний советом изучаются проступки, причины их совершения, а также вырабатываются доступные подходы, которые могли бы искоренить впредь подобные проступки в целях их дальнейшего недопущения.
Если в 2015 году за совершение дисциплинарных проступков привлечены к ответственности 26 адмгосслужащих, то 2016 году – всего семь, то есть количество уменьшилось почти в 3,5 раза.
В I квартале 2017 года привлечено за дискредитирующий проступок одно должностное лицо.
Это означает, что меры, принятые на законодательном уровне, а также проводимая департаментом работа способствует существенному сокращению правонарушений со стороны госслужащих.
Государственные служащие стали понимать свою ответственность перед населением, стали обдуманно подходить к принятию решений, при этом четко осознавая смысл своего призвания – «служить народу».
Вместе с тем увеличилось количество вопросов, рассмотренных советом в рамках профилактики. К примеру, вопросы совершенствования деятельности уполномоченного по этике, деятельность дисциплинарных комиссий, итоги работы по результатам внешнего и внутреннего анализов коррупционных рисков. Если в 2015 году рассмотрено 16 вопросов профилактического характера, то в 2016-м – 29 , в I квартале 2017 года – шесть.
По итогам работы вырабатываются рекомендации, исполнение которых находится на контроле департамента.
Кроме этого, с 20 февраля по 3 марта текущего года департаментом проведен мониторинг по служебным телефонам приемных первых руководителей местных исполнительных и территориальных государственных органов по городу Алматы, а также телефонов доверия на предмет соблюдения должностными лицами данных государственных органов норм Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, а также функционирования телефонов доверия.
По результатам установлены отдельные факты проявления грубости со стороны сотрудников ряда местных и территориальных органов, факты отсутствия либо нерабочего состояния телефонов доверия, а также отсутствие сведений о функционировании телефонов доверия на официальных интернет-ресурсах госорганов.
К примеру, при обзвоне в управлениях здравоохранения, образования, строительства встречались факты грубого ответа на телефонные звонки; отсутствовали телефоны доверия в аппаратах акима Жетысуского, Медеуского района, управлений по вопросам молодежной политики, экономики и бюджетного планирования, кинологического центра КГД МФ РК.
Департаментом проводится ежемесячный мониторинг по использованию государственными служащими аккаунтов, проводится еженедельный мониторинг СМИ на предмет выявления публикаций на действия госслужащих, что вызывает негативное восприятие в обществе.
Хотелось бы также отметить, что руководством департамента, согласно утвержденному графику, проводится прием граждан. Все граждане в случае нарушения норм этики госслужащими, а также законодательства о госслужбе вправе явиться в департамент и записаться на прием к руководству. Департаментом тщательно изучаются все приведенные доводы, по которым в случае их подтверждения принимаются меры, установленные законодательством. График приема граждан размещен на официальном интернет-ресурсе департамента, на led-экране административного здания по адресу: пр.Сейфуллина, 555.
Работа по соблюдению государственными служащими этических норм находится на постоянном контроле руководства Департамента по делам государственной службы.

Шынарай Алимхан,
заместитель руководителя ДАДГС
и ПК по г. Алматы