Социальный инфантилизм – предпосылка религиозного экстремизма

5 002Елнар Берикбаев,
магистр религиоведения, старший преподаватель КазНУ имени аль-Фараби, эксперт городской информационно-разъяснительной группы
– Религиозный экстремизм редко проявляется в чистом виде. Обычно он действует вкупе с сепаратизмом и социальным популизмом. Сюда же примешиваются ненависть к светской власти, которая, по мнению радикалов, виновата во всем. Большинство людей до сих пор ждут, что власть решит все их проблемы. Затем, когда этого не происходит, разочаровываются в своих неоправданных ожиданиях и начинают винить в своих бедах других людей и обстоятельства. Многие уверены в том, что всё должно даваться легко и все просто обязаны им помогать. Вот эта уверенность, что им все должны, – одна из главных проблем нашего общества. Эти люди попросту не намерены брать ответственность за самих себя. Поэтому они, например, идут не к врачам и психологам, а к астрологам и гадалкам. Таким людям комфортнее думать, что их жизнь зависит от каких-то внешних обстоятельств и высших сил. Вот и ждут, что кто-то придет и решит их проблемы. Именно это заблуждение мешает больше всего развитию нашей страны. В кризисной или просто трудной жизненной ситуации человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем, становится податлив манипуляциям. Всем этим умело пользуются идеологи экстремизма и терроризма, для которых кризис и социальные проблемы – самая благоприятная ситуация для пропаганды своих идей и вербовки сторонников.
Прежде всего целевую проблемную группу в этом смысле представляет молодая аудитория. Молодой человек – наиболее привлекательный вариант для профессионала в области вербовки и вовлечения в сомнительные структуры. Молодые всегда безрассуднее, меньше осторожничают. Для молодых людей во все времена были характерны отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, неопределенность положения, максимализм, неспособность в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. Часто молодежи не хватает жизненного опыта в силу того, что еще не сформировались устойчивые представления о справедливости, о добре и зле. Формирование идеалов молодежи стало все более зависеть от интернета и социальных сетей. Вместо того, чтобы обратиться к самому себе, проанализировать увиденное и услышанное, пользователи бегут от одиночества в поверхностное общение в социальных сетях. Именно поэтому наиболее эффективным средством массового воздействия вербовщиков на молодежь стал интернет. Причины популярности интернета у вербовщиков – легкий доступ к аудитории, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.
Религиозный экстремизм обычно проявляется в нетерпимости к представителям других религий либо противоборстве внутри одной конфессии. В истинной религии нет принуждения. Но, к сожалению, во все времена находились люди, считавшие допустимым и даже благим делом насаждать свою веру, вести за это кровавые войны, убивать других людей. Именно эти идеи становятся фундаментом для религиозного экстремизма и терроризма. Любое государство, если оно хочет защитить своих жителей и не исчезнуть, будет бороться с экстремистами. Но остановить распространение деструктивных идей одними лишь репрессивными мерами невозможно. Укрепление традиционных семейных ценностей, а также создание в массмедиа положительного образа успешного семьянина с активной жизненной позицией представляется лучшей мерой профилактики. Проведение различных мероприятий, способствующих повышению уровня образованности в религиозной сфере, – вот одно из важнейших направлений государственной политики. Являясь членом информационно-разъяснительной группы города Алматы, координируемой КГП на ПХВ «Центр мониторинга и анализа» Управления общественного развития города Алматы, в течение последних нескольких лет мы занимаемся проведением мероприятий по профилактике религиозного экстремизма и терроризма, а также разъяснением государственной политики в сфере религий. Данная работа имеет свое положительное влияние на общество, однако, учитывая потоки прибывающих в город новых гостей и жителей, стоит создавать новые каналы для осведомления нужной информацией большей части населения города. Необходимо повсеместное возвращение людей к истокам, к нашим традиционным ценностям. Мы – прогрессивный миролюбивый народ. Первые, кто добровольно отказался от арсенала ядерного оружия. Мы можем гордиться нашими нравственными идеалами и ценностями: уважение к старшим, семейные узы, взаимопомощь – асар, гостеприимство и толерантность. Наша идентичность зависит от наших ценностей. Если мы эти ценности не обозначим и не защитим, то растворимся в глобальном мире. Абсурдно ждать изменений в государстве, не меняясь самому. Каждый на своем месте, хотя бы в своей семье и рядом с собой, должен всеми силами способствовать общему благу. Без самостоятельных, инициативных людей мы не встанем в один ряд с развитыми странами мира. Практически в любой современной стране человеку с самого рождения прививается дух патриотизма. Воспитание казахстанского патриотизма невозможно без воспитания толерантности, терпимости к людям других национальностей, вероисповеданий. Это уже совместные задачи – родителей и преподавателей, духовенства и работников культуры, нашей интеллигенции. Жизненно необходимо, чтобы дети уважали своих родителей и всячески улучшался морально-нравственный климат в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе.