Стабильность и согласие

О новшествах в религиозной политике и взаимодействии между конфессиями

5 001

5 002О новшествах в религиозной политике и взаимодействии между конфессиями «Вечерке» рассказал руководитель Управления по делам религий Алматы Айдар Есенбеков:

-Айдар Рахимжанович, расскажите, какие задачи сегодня стоят перед вашим управлением и какая работа была проведена в этом году.
– Основная задача управления – это обеспечение взаимодействия со всеми религиозными объединениями, проведение государственной религиозной политики на местном уровне и обеспечение стабильного уважительного отношения между различными конфессиями.
Как сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев: «Основная цель – это стабильность общества, межконфессиональное и межэтническое согласие». Хотелось бы отметить, что в целом религиозный вопрос сегодня как никогда актуален. Мы видим, что происходит в мире, на Ближнем Востоке, когда, используя религиозную идеологию, определенные группы преследуют свои разрушительные цели. Поэтому очень важно не допустить проникновения идеологии экстремизма в наше общество.
В связи с этим в Казахстане, и в частности в Алматы, нашим управлением проводится работа профилактического характера: встречи с населением, с молодежью, трудовыми коллективами. Наши специалисты – религиоведы, теологи встречаются с горожанами, отвечают на их вопросы, показывают фильмы и ролики профилактического характера. Также печатаются и раздаются буклеты, размещаются статьи в средствах массовой информации. Все это делают не только специалисты управления, но и педагоги высших учебных заведений, представители общественных объединений.
Хочу напомнить, что в этом году мы создали информационно-разъяснительную группу в составе 110 человек. В нее вошли в большинстве ученые-религиоведы, общественные деятели, а также представители традиционных религий. В текущем году данной группой проведено более 500 мероприятий с охватом почти 100 тысяч человек. На проводимых встречах и лекциях они разъясняли государственную политику и рассказывали о пагубности вовлечения в идеологию деструктивных течений. Проводя анализ ситуации, мы поняли, что люди попадают в деструктивные течения в основном по незнанию, а потом уже не могут оттуда выбраться. При поддержке акима города в этом году были выделены средства из местного бюджета на проведение различных мероприятий, направленных на профилактику вовлечения в деструктивные течения. Были организованы спортивные мероприятия среди прихожан мечетей. Через занятия спортом мы также пропагандируем здоровый образ жизни и государственную политику в целом.
– Как вы считаете, что принципиально изменилось в религиозной ситуации в Алматы и как она будет развиваться в дальнейшем?
– В целом по стране по сравнению с предыдущими годами ситуация стабилизировалась. Ранее считалось, что религия отделена от государства и люди верующие не могут идти на какие-то противоправные действия. Однако жизнь показала, что это не совсем так. И либеральный подход государства определенные группы начали использовать в своих целях. В результате государственным органам пришлось принять ряд мер, дабы навести в этой сфере порядок. Было создано специальное министерство, управления на местах, принята государственная программа и концепция религиозной политики на 2017–2020 годы. Все эти действия появились в ответ на реальную угрозу национальной безопасности страны. Благодаря принятым мерам и совместной работе госструктур, общества и религиозных объединений ситуация стабилизировалась.
– В Алматы были созданы Центр изучения и анализа и Клуб лидеров религиозных объединений, какую работу выполняют эти организации?
– При управлении действует Центр изучения и анализа. В нем специалисты занимаются научной работой, выявляют положительные и негативные тенденции в сфере религии и дают рекомендации нашему управлению. В центре работают социологи, религиоведы, политологи. Они мониторят городские религиозные объединения и отправляют нам анализ ситуации. Также в этом году в рамках государственно-социального заказа был создан Клуб лидеров религиозных объединений. Дело в том, что до этого руководители вышеназванных объединений работали сами по себе, без особого взаимодействия. Создав клуб, мы пригласили в него всех руководителей. Большинство откликнулось, некоторые так и остались в стороне. Раз в месяц, а иногда и больше, они встречаются и проводят совместные мероприятия. Ходят друг к другу в гости, посещают музеи, культурные мероприятия и так далее. Обсуждают актуальные вопросы в сфере религий. Такой опыт взаимодействия всем пришелся по вкусу. В результате клуб объединил всех, и работа в этом направлении будет продолжена. Иными словами, можно сказать, что появилась диалоговая площадка для лидеров религиозных объединений, на которой каждый может высказать свое мнение.
– Какие изменения планируется внести в законодательство?
– Напомню, что в этом году была принята Концепция религиозной политики на 2017–2020 годы. В ней предусмотрено изменение и дополнение ряда законодательных актов в вопросах религии. Здесь собраны все те вопросы, которые ранее не были отражены в законодательных актах. К примеру, в законопроект вводится норма, запрещающая посещение религиозных объединений несовершеннолетними без сопровождения одного из родителей и без согласия второго родителя. Без регистрации в официальных органах запрещается проведение обряда венчания. Эта норма вводится в связи с тем, что приверженцы деструктивных течений женятся и разводятся, когда им вздумается. В этом случае женщины остаются незащищенными, одни с детьми и даже не могут рассчитывать на алименты от бывшего «мужа». Сейчас все эти нормы активно обсуждаются экспертами. Тем, кто считает, что государство ужесточает требования и притесняет религиозные объединения, хочу возразить, что таким образом просто будет наведен порядок в данной сфере. Кстати, общество и религиозные объединения так же активно участвуют в обсуждении нововведений.
– Согласны ли вы с утверждением, что любая государственная структура, которая в своей сути имеет функцию взаимодействия с религиозными организациями, должна быть нейтральной по отношению ко всем религиозным общинам?
– Безусловно. В Конституции РК прописано, что у нас светское и демократическое государство. Поэтому представители государственных структур должны относиться одинаково ко всем религиозным объединениям. В настоящее время в Казахстане насчитывается 18 конфессий и более 3,5 тысячи зарегистрированных религиозных объединений. Все они должны соблюдать законы республики. Если же какое-то религиозное объединение нарушает существующие законы, к нему принимаются соответствующие меры.
– Какая работа проводится в городе по профилактике религиозного экстремизма в молодежной среде? И почему молодые казахстанцы стараются получить глубокие знания по исламу в дальнем зарубежье? Разве в Казахстане нет такой возможности?
– Мы уделяем большое внимание молодежи, поскольку она относится к группе риска. Наши специалисты проводят разъяснительные встречи во всех вузах, колледжах, а также в старших классах школ. Показываем ролики, фильмы, отвечаем на вопросы. Специальные семинары проводятся и для преподавателей религиоведения, которых мы обеспечиваем методическим материалом. К примеру, сейчас в школах преподается предмет «Основы религиоведения и светскости» для 9-х классов.
Но не стоит забывать и о том, что есть часть молодежи, которая относится к самозанятым. По закону молодыми считаются лица до 29 лет. То есть до этого возраста они уже могли окончить учебу в образовательных учреждениях и слоняются без дела либо работают на базарах. Мы совместно с другими управлениями так же встречаемся с ними, показываем видеоролики, раздаем буклеты, читаем лекции. В этом году мы, как я уже говорил, начали проект чемпионата по футболу среди прихожан мечетей. Таким образом было создано более 400 команд, и все они участвовали в соревнованиях. Между играми мы проводим беседы. Также в этом году на территории крупных мечетей проводились ярмарки вакансий.
Что касается вопроса обучения за рубежом, то да, одно время в нашей стране не было религиозного образования и многие молодые люди уезжали учиться в Пакистан, Египет, Саудовскую Аравию, Турцию. Ряд их по возвращении и стали распространять нетрадиционные течения ислама. После таких явлений государственные служащие стали проводить разъяснительную беседу с желающими обучаться за рубежом и их родителями. Сейчас уже нет необходимости получать религиозное образование за границей, поскольку существует университет исламской культуры «Нур-Мубарак», в котором преподают компетентные отечественные специалисты и специалисты из Египта. Кроме того, в законопроекте прописана такая норма, что гражданин Республики Казахстан не сможет получить религиозное образование за рубежом без первоначального образования в нашей стране. То есть он не сможет выехать на обучение за границу, не получив образование в «Нур-Мубараке».
– Помимо религиозного экстремизма существуют еще и различные секты, которые вовлекают в свои сети алматинцев. Какая работа проводится управлением в этом направлении?
– Интересный вопрос. Давайте начнем с того, что в Алматы зарегистрировано 179 религиозных объединений, из них 49 – ислам, 23 – православные христиане, четыре римско-католических объединения и по одному иудейской и буддийской религий. Остальные нетрадиционные, среди которых подавляющее большинство протестантских объединений (91), а также шесть «Свидетелей Иеговы» и по одному – кришнаиты, бахаи, Новоапостольская церковь и «Иисуса Христа святых последних дней», протестанты и другие конфессии. Если религиозные объединения зарегистрированы, то будет неправильно называть их сектами. Хотя не стоит отрицать и тот факт, что во всем мире существуют различные секты, когда кто-то придумывает свою религию и собирает паству. Зачастую здесь нередки факты обмана и мошенничества. Но тем не менее активности сект деструктивного характера в нашем городе не наблюдается. В основном у нас на повестке дня нетрадиционные течения, которые используют исламскую риторику. Хотя есть ряд зарегистрированных религиозных объединений, на которые жители часто жалуются. Каждое обращение граждан мы внимательно изучаем. Так, с начала этого года было возбуждено 35 административных дел в отношении граждан и руководителей религиозных объединений, которые нарушили законодательство. В большинстве случаев это проведение незаконной миссионерской деятельности, продажа религиозной литературы в неположенных местах и так далее.
В завершение хотелось бы отметить, что люди сейчас стали более грамотными в этом деле, да и разъяснительная работа в данном направлении приносит свои плоды.
Ирина ТУЛИНОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА