Степь вдохновения

Культурное наследие степной цивилизации вызывает всевозрастающий интерес в мире

5 001

В минувшем месяце Государственный музей искусств имени А. Кастеева принял участие в международном научном симпозиуме «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика». Представительный форум состоялся на площадке Смитсоновского музея американского искусства в Вашингтоне, коллекция которого насчитывает полотна свыше семи тысяч художников.
С докладами выступили ведущие эксперты ГМИ, а также их американские коллеги, исследующие искусство номадов. По итогам форума мы побеседовали с директором ГМИ имени Абылхана Кастеева профессором Гульмирой Шалабаевой.
– Гульмира Кенжеболатовна, расскажите, пожалуйста, об истории сотрудничества ГМИ со Смитсоновским музеем, когда оно зародилось и как часто происходят научные контакты казахстанских и американских коллег?
– Музей имени Кастеева связывают со Смитсоновским музеем многолетние партнерские отношения. Они берут свое начало с 1998 года. Именно тогда ГМИ стал тесно сотрудничать с американскими коллегами в рамках смитсоновской Программы по изучению культурной истории Азии (Smithsonian Asian Cultural History Program). За прошедшие годы музеями было проведено несколько успешных совместных проектов, направленных на изучение культурного наследия степной цивилизации, декоративно-прикладного искусства кочевников, современных мастеров Казахстана.
– Каким нюансам культуры кочевников были посвящены доклады на нынешнем форуме в Вашингтоне?
– От нашего музея по актуальным аспектам казахского декоративно-прикладного искусства выступили пять экспертов. К примеру, мой доклад был посвящен национальному ковроткачеству и назывался «Казахские ковры как уникальный пласт национального культурного наследия». Кандидат искусствоведения Екатерина Резникова представила исследование на тему образов кочевой цивилизации в живописи Казахстана. Руководитель пресс-службы музея Клара Исабаева выступила с научным сообщением «Древние символы в современном казахском прикладном искусстве и дизайне». Руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Гуляим Жумабекова прочитала лекцию о культурных традициях номадов в народном и современном ювелирном искусстве Казахстана. Оксана Танская, руководитель отдела образования, подготовила интересный доклад на тему «Сокровища Великой степи: казахский Тутанхамон».
Научный симпозиум предоставил уникальную возможность рассказать американской аудитории о мировоззрении и духовных ценностях народов Великой степи, представить фрагменты исторической хроники наших предков. Отмечу, что после каждого нашего выступления американские коллеги задавали вопросы, делились своими суждениями, ведь среди заокеанских искусствоведов есть подлинные эксперты кочевой культуры. Мы фиксировали каждое мнение, каждое суждение коллег, чтобы, опираясь в том числе и на эти экспертные оценки, развивать сегмент нашей работы, направленный на популяризацию отечественной культуры за рубежом. По итогам симпозиума мы планируем выпустить сборник докладов. Уверена, книга станет объединяющим мостом, свидетельством большого труда, который мы проделали совместно с американцами.
– Чем, по-вашему, обусловлен возрастающий интерес современного западного общества к тюркской культуре?
– Одна из причин – открытие границ после крушения железного занавеса в конце 1980-х. Если остальной мир был в фокусе внимания, изучался западными экспертами, то постсоветские страны не так давно начали сами выходить в мировое культурное пространство. Ну что такое 20 лет в исторической перспективе – мгновение, поэтому процесс изучения культуры многих регионов постсоветского пространства находится у западных экспертов еще на начальном этапе. У них возникает культурный интерес к нашей стране – государству с уникальным географическим положением, находящемуся на стыке Европы и Азии. Деятели культуры других стран и континентов черпают вдохновение из степных народных мотивов – музыки, изобразительного искусства. Для них это новое культурное месторождение, которое увлекает и вдохновляет.
– Сегодня в Алматы можно все чаще услышать иностранную речь, как вы отметили, интерес к нашей стране в мире растет, а что может предложить ГМИ посетителям из стран дальнего зарубежья?
– Музей обладает внушительной коллекцией казахского декоративно-прикладного искусства, казахстанской живописи, русского и европейского искусства, которая собиралась на протяжении многих лет. Есть зал Востока с произведениями искусства Китая, Японии, Индии. Безусловно, наряду с отечественными посетителями музея этот обширный материал вызывает живой интерес у зарубежных гостей. Что касается гидов, то в нашем музее можно заказать экскурсию на казахском, русском и английском языках. Экскурсии, к слову, ведут не только гиды, но и наши научные сотрудники, искусствоведы, владеющие иностранными языками. Отмечу, что наши доклады в США были представлены на английском языке. Также у нас есть аудиогиды на пяти языках, и при желании иностранные туристы могут воспользоваться ими.
– ГМИ располагает представительной коллекцией западноевропейского искусства. В рамках сотрудничества с зарубежными коллегами, о котором вы рассказали, приезжают ли к нам иностранные реставраторы для проведения семинаров с нашими мастерами реставрационного дела?
– Подчеркну, в нашем музее работают высокие профессионалы реставрационного дела, некоторые из них пришли в профессию еще в советские времена, у них более 30 лет стажа. Именно они в свое время ездили повышать квалификацию в Москву, Ленинград. И сейчас при любой возможности мы отправляем сотрудников на стажировку и аттестацию в Россию. В прошлом году Музей Кастеева посетили немецкие реставраторы, они были приятно удивлены высоким уровнем мастерства наших специалистов и отметили, что казахстанские мастера реставрационного дела работают на уровне европейских стандартов.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено ГМИ
имени А. Кастеева