Страховая медицина: что дальше?

Какие основные изменения ожидаются в реализации реформы здравоохранения, продолжится ли сбор страховых взносов в случае отсрочки обязательного социального медстрахования и получат ли привилегии застрахованные граждане? Об этом рассказала зам. руководителя Управления здравоохранения Жанар Кежебаева.

– Проясните, пожалуйста, ситуацию, которая сложилась вокруг введения ОСМС. На каких условиях будет продолжена реформа?
– Важно понимать, что реформа по внедрению медстрахования в стране не приостанавливается и тем более не отменяется. Несмотря на то, что сроки начала предоставления самой медпомощи населению в рамках страховой медицины переносятся на январь 2020 года.
Напомню, что Глава нашего государства в своем выступлении на открытии нынешней сессии Парламента поручил разобраться с рядом проб­лемных вопросов, связанных с условиями участия в ОСМС всех категорий населения, и в особенности большого числа самозанятых. По официальным данным Минтруда РК, в стране сегодня насчитывается порядка 2,7 млн неформально занятых граждан. Из них один миллион человек называют себя наемными работниками, но при этом от них не поступают пенсионные и никакие другие отчисления. Поэтому, как справедливо указал наш Президент, первостепенная задача – предотвратить риски «выпадения» миллионов самозанятых из страховой медицины.
– Значит ли это, что за два предстоящих года будут решены проблемы покрытия медстраховкой всех самозанятых?
– За два года нам, конечно, не удастся вытащить из тени все 2–3 миллиона человек и заставить работать официально. Возможно, будут созданы какие-то альтернативные социально-экономические стимулы, чтобы убедить людей в преимуществах юридической, финансовой защищенности, доступа к социальным благам. Потом ведь всегда остается определенная маргинальная часть населения, давно пополнившая ряды безработных, не имеющая трудовых навыков и т. д. Для них остается механизм уплаты минимальных ежемесячных взносов в Фонд медстрахования в размере 5% от одной минимальной заработной платы, что составляет порядка 1414 тенге. Во всяком случае, в начале пути предстоит сделать большую работу по оцифровке и созданию единой актуальной базы данных всех категорий населения, включая самозанятых.
– Каких законодательных изменений ожидать в системе ОСМС?
– Что касается дальнейшей реализации ОСМС, в Сенате Парламента рассмотрены поправки в законодательство, которые при их принятии повлекут ряд изменений в части переноса сроков оказания медпомощи, уплаты взносов всеми категориями плательщиков, кроме работодателей, чьи отчисления в Фонд медстрахования предлагается сохранить в течение переходного периода, в 2018–2019 годах. Вместе с тем изменения коснутся размеров взносов физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
Минздравом разработаны поправки в ряд законодательных актов, которые предусматривают следующее. Первое – перенос сроков начала оплаты взносов физических лиц, а это наемные работники, самозанятые, и взносов государства за льготные категории населения с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года. Соответственно, срок начала предоставления медпомощи участникам ОСМС также сдвигается на 1 января 2020 года. Значительно уменьшается размер взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, их ставки снижаются с 5% до 1% от объекта исчисления взносов, то есть получаемых доходов.
Важно отметить, что до полноценного запуска ОСМС предлагается сохранить сбор отчислений работодателей, которые до конца 2017 года составят 1% от размера заработной платы каждого работника из средств фонда оплаты труда самого предприятия, в 2018 и 2019 годах – 1,5% от объекта исчисления.
– Куда будут направлены страховые средства, собранные с бизнеса за два следующих года, как гарантируется сохранность отчислений?
– Переходный период, в течение которого предлагается сохранить сбор взносов с работодателей, позволит выполнить два важных и необходимых условия. С одной стороны, аккумулирование средств плательщиков в течение двух переходных лет обеспечит требуемые Нацбанком резервы ликвидности, по расчетам ФСМС на 2020 год, это месячный запас на оплату медуслуг в сумме 85,5 млрд тенге плюс 3% резерва от размера активов на непредвиденные расходы, что составляет порядка 30,9 млрд тенге. Оставшаяся сумма, а всего к 2020 году предполагается накопить 206 млрд тенге, будет направлена единовременно на увеличение пакета медицинского страхования, для того чтобы обеспечить мотивацию людей к участию в системе ОСМС.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ