Страницы с историей

Как продавцы газет прошлого и настоящего рассуждают о «Вечерке» и ее читателях

12 002

«Вечерний Алматы» отмечает свое 50-летие. Газета стала выходить в 1968 году, когда город стал полумиллионником. По статусу ему полагалась городская газета. И она появилось – первый номер «Вечерки» увидел свет 2 января 1968 года.
Новое издание возродило традиции городской журналистики, начатые в первой вечерней газете «Социалистическая Алма-Ата», выходившей в 30-е годы. Вместе с тем «Вечерка» стала изданием нового времени, улавливающим пульс большого современного города.
Производство ежедневной газеты начиналось с восемь утра и завершалось к обеду, чтобы к вечеру газета появилась в киосках. Уже в 16.00 перед киосками начинала выстраиваться вереница горожан, чтобы купить газету с новостями этого дня – «сегодня» было ключевым словом, с которого начиналось большинство материалов.
В каждый киоск «Союзпечати» поставлялось порядка 600 экземпляров газеты, так что у продавцов работы было невпроворот.
Спустя несколько номеров после своего первого выпуска «Вечерка» познакомила читателей с теми, кто продает газету «с пылу с жару», и в № 6 за 8 января 1968 года в рубрике «О людях душевных» вышел материал «Добрая улыбка киоскера».
В те годы киоскер – это была даже не профессия, а состояние души. Они могли порекомендовать издание, сделать краткий обзор газеты, отложить экземпляр раскупаемого влет издания постоянному клиенту. У читателя, приобретающего газету в одном и том же месте, именно с образом киоскера ассоциировалось издание, и люди этой профессии старались не подкачать.
«Ну что особенного в этом – стоять и продавать газеты? Так, наверное, думают многие, и неправильно думают.
Если вы по душам разговоритесь с Павлом Ивановичем Фучаджи, он непременно скажет вам об этом» – так начинался вечеркинский материал полувековой давности.
Киоск Павла Ивановича находился в самом центре города – на улице Калинина (ныне Кабанбай батыра), у гостиницы «Алма-Ата». Рядом – ТЮЗ и кинотеатр, через дорогу – Театр оперы и балета, неподалеку – Центральный универмаг, поэтому покупателей всегда было много. И со всеми киоскер был добр и улыбчив – в этом заключалось его профессиональное кредо.
«У Павла Ивановича свой стиль работы. Среди покупателей у него много знакомых и друзей – каждый второй. И газеты идут хорошо, не залеживаются на прилавке», – писалось в заметке.

12 001


Киоскеры сегодняшнего дня продолжают традиции прошлых лет. Отдел периодики Найли Разиной находится в торговом центре «Универсам» на пересечении проспектов Назарбаева и Жибек жолы. Наиля не только продает газеты, но и может обсудить с покупателем их содержание.
– «Вечерка» остается одной из самых покупаемых газет. Я сама ее с удовольствием читаю. Больше всего мне нравится рубрика «О чем не молчат в Сети», – рассказывает Найля.
Среди постоянных покупателей «Вечерки» – Сауле Давлетбекова.
– Сегодня активно развиваются интернет-издания, но печатная продукция – это классика, свежие газеты пахнут типографской краской, их воспринимаешь как живой организм, как своего собеседника, – поделилась своими суждениями читательница.
К слову, благодаря динамичному интернет-ресурсу «Вечерний Алматы» существенно расширила читательские границы.
– У нас при городских библиотеках действуют курсы компьютерной грамотности, которые в основном посещают пенсионеры. Зачастую, научившись ориентироваться в Интернете, первым делом они открывают сайт своей любимой «Вечерки», чтобы прочитать свежие городские новости, – рассказала нам заведующая методическим отделом Централизованной библиотечной системы Алматы Наталья Коваленко.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из архива;
Кайрата КОНУСПАЕВА