Стратегия будущего

Нурсултан Назарбаев уже на другом уровне продолжит созданный им курс реформ и преобразований

4 5

Итак, процесс транзита власти, о возможности которого в последнее время много говорилось как в самом Казахстане, так и за его пределами, не только обрел реальные очертания, но и получил мощнейший импульс развития. Безусловно, заявление Нурсултана Назарбаева, прозвучавшее в 19 часов по времени Астаны 19 марта 2019 года о сложении президентских полномочий, стало главной мировой новостью, на которую мгновенно отреагировали главы многих государств, высказавшие как искреннее сожаление по поводу принятого Нурсултаном Назарбаевым непростого решения, так и выразившие надежду на дальнейшую плодотворную работу с основателем суверенного казахстанского государства в будущем. И в этом нет ничего противоречивого. Мировой авторитет Первого Президента Казахстана был и останется незыблемым, да и из большой политики он не только не уходит, а скорее переходит на качественно иной уровень управления государством, на котором для него открываются новые возможности для успешного воплощения в жизнь как уже начатых реформ, так и старта целого ряда проектных преобразований.
Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже, а пока обернемся назад и хотя бы бегло попытаемся оценить, какой Республика Казахстан подошла к очередному рубежу своей истории, что было сделано за последние десятилетия напряженной и кропотливой работы и насколько прочен тот фундамент, на котором будет расти будущее общество нашей страны.

От «критического десятилетия» к «обществу всеобщего труда»
Как напомнил сам Нурсултан Назарбаев в своем историческом обращении к народу Казахстана, в нынешнем году фактически исполняется тридцать лет его пребывания на высших государственных постах республики. Называться они могли по-разному, но предполагали всегда одно – полную самоотдачу, самопожертвование, стремление к максимально эффективному развитию государства, сохранению мира и стабильности, а также к укреплению позиций на международной арене.
Безо всякого преувеличения можно констатировать факт того, что биография Президента Республики Казахстан неотделима от всей новейшей истории нашей страны. Кризисные явления, приведшие к распаду Советского Союза, вызвали мощнейшие тектонические явления практически по всему теперь уже постсоветскому пространству, которые зачастую приводили к необратимым, а иногда даже и трагическим последствиям. Кровавые межэтнические конфликты, разрушительные гражданские войны, всеобщий хаос, разруха, отсутствие четких перспектив и понимания будущего… с такой мрачной действительностью вступил в 90-е годы прошлого века целый ряд республик бывшего СССР. И на этом фоне удивительным регионом стабильности выглядел Казахстан. О том, насколько нелегко далась эта стабильность, какие поистине неимоверные усилия пришлось приложить руководству страны для того, чтобы не допустить падения в пропасть кризиса, станет известно лишь позже. А в те дни, из которых впоследствии складывались месяцы и годы, было не до отвлеченных воспоминаний и теоретических рассуждений. Действовать приходилось максимально решительно, целеустремленно и, что самое важное, фактически без права на ошибку. Можно ли это было осуществить без общепризнанного лидера, который уверенно взял бы курс на преодоление бесчисленных рифов и выведение корабля государства на мировой простор, – ответ здесь будет очевиден. Поэтому огромную ответственность за дальнейшую судьбу республики и ее граждан взял на себя Нурсултан Абишевич Назарбаев, который одновременно стал генератором новых идей и главным архитектором масштабного комплекса преобразований.
С первых дней независимости Казахстан поставил перед собой цель строительства собственной государственности, создания демократического общества, перехода к рыночной экономике и укрепления нацио­нального самосознания. Из многих моделей общественного развития в кратчайшие сроки были выбраны наиболее рациональные зерна, и страна вступила на свой собственный путь политических и экономических изменений, заключавшийся в поступательном движении вперед по заданному курсу, в основе которого лежала взвешенная и глубоко продуманная стратегия.
Еще раз повторю, что сейчас по прошествии нескольких десятилетий все это кажется вполне очевидным, но если внимательно вглядеться в картину того периода, то будет видно, насколько сильна была дилемма – быть или не быть независимому государству, единому народу и мирной жизни.
Разорванные хозяйственные связи, массовый отток населения с сокращением численности граждан страны с 17,5 миллиона до 14 миллионов человек, катастрофическое снижение промышленного и сельскохозяйственного производства, гипер­инфляция – все это и многое другое было экономическими реалиями. Кроме того, вызывали тревогу попытки раскачать социальную и политическую ситуацию, предпринимаемые определенными деструктивными силами как внутри самой страны, так и за ее пределами.
Всему этому можно было противостоять лишь безотлагательным проведением кардинальных реформ, подкрепленных мощным и эффективным законодательством. Одним из ярчайших примеров такового в то время стал Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», давший старт для дальнейшего политико-конституционного развития республики и отразивший основополагающие принципы построе­ния государства. Именно в этом законе провозглашался постулат о том, что Казахстан – это независимое демократическое государство, которое обладает верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств. Оно самостоятельно и определяет, и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, а свои взаимоотношения с другими странами строит на строгом соблюдении международного права. Закон также устанавливал, что граждане республики всех наций составляют вместе единый народ Казахстана, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и источником государственной власти. Таким образом, раз и навсегда была решена проблема сохранения государственности, которая неизбежно обострялась в переходные периоды истории многих стран и регионов мира. Также мы видим, что во главу угла с первых же дней независимости в стране был поставлен приоритет человеческого капитала с полным осознанием того, что экономический рост невозможен без расширения багажа знаний и навыков, а также улучшения социального самочувствия населения.
«Человеческий капитал становится все более определяющим в свете новых масштабных экономических задач, – неоднократно подчеркивал Президент Назарбаев. – При этом стабильный экономический рост должен находить свое отражение в социальной сфере благодаря усилению финансирования образования, здравоохранения и других отраслей».
Как показала история, эти слова отнюдь не расходились с делами. Для начала были выбраны ставшие потом знаменитыми на весь мир формулы: «Сначала – экономика, потом – политика», «Гражданское общество без правых и левых» и «Экономический прагматизм и инвестиционная привлекательность». Эти тезисы, во-первых, позволили Казахстану избежать роста политического, межэтнического и религиозного противостояния в обществе (что не миновало некоторых ближайших соседей), а во-вторых, начавшийся подъем экономики стал обеспечивать реальный рост благосостояния населения страны. Достаточно будет вспомнить то, что в начале 90-х годов за чертой бедности находилась практически треть населения республики. Но буквально за пару следующих десятилетий, в первую очередь за счет сокращения безработицы, этот уровень был снижен без малого в 12 раз, до 2–3 процентов. А это впечатляющие показатели даже для самых развитых стран мира.
С 2010 года в стране ежегодно создается порядка 250 тысяч новых рабочих мест. Одновременно с этим продолжается неуклонный рост зарплат и пенсий, увеличившихся за последние годы более чем в десять раз и существенно опережающий темпы инфляции. Растут и социальные расходы. Начиная с весьма скромной цифры в 26 миллионов тенге в 1993 году, их объем к 2018 году достиг без малого пяти триллионов тенге. Это 48 процентов годового бюджета страны и более 10 процентов ВВП. Кстати, рост объема ВВП в 2018 году составил 4,1 процента и в пересчете составляет порядка 10 тысяч долларов США на каждого гражданина страны.
Что же касается непосредственно экономических реформ, то они делились на несколько этапов. В самом начале 90-х проводимые преобразования были направлены на либерализацию экономики, создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений. Здесь стоит отметить, что в тот период в стране регистрировалось порядка 800 новых законов и нормативно-правовых актов. Это позволило замедлить сокращение объемов производства продукции, обуздать инфляцию, за короткий срок обесценивавшую как накопления граждан, так и имеющиеся оборотные средства, и начать производить продукцию, необходимую как внутреннему рынку, так и постепенно становящуюся экспортным потенциалом. Во многом этому поспособствовал значительный рост инвестиций, который был бы невозможен без ясного и понятного для инвесторов политического курса страны. (Забегая чуть вперед, можно констатировать, что к 2018 году общий объем иностранных инвестиций перевалил за 350 миллиардов долларов США, а Казахстан входит в двадцатку наиболее привлекательных стран мира с точки зрения инвестиционного климата, и в этом вопросе является безусловным лидером региона Центральной Азии.)
Постепенно вставали на ноги стратегические отрасли казахстанской экономики, благодаря чему к середине 90-х годов уже был обеспечен прирост промышленного производства (сначала от 0,3% в 1995 году, и 4,0% в 1997-м). А в 1999–2000 годах этот прирост составил уже 2,7 и 14,6 % соответственно. И это касалось не только удовлетворения внутренних потребностей страны, но и такой сложной статьи дохода, как экспорт. В настоящее время экспорт Казахстана состоит более чем из 2,5 тысячи наименований продукции, включая обработанную и готовую, и приносит стране ежегодно до пятидесяти миллиардов долларов США. Золотовалютные резервы страны составляют более 100 миллиардов американских долларов.
Параллельно с развитием экономики планомерно выстраивалась весьма эффективная и оптимальная модель административно-государственного управления. С годами зачастую путем смелых и ответственных решений со стороны непосредственно Главы государства в стране были сформированы профессиональный парламент, мобильное правительство, независимый суд, исполнительные структуры самоуправления в регионах. Таким образом, постепенно в стране сформировалась национальная деловая и управленческая элита, которая получила возможность работать в условиях развития демократического и гражданского общества.
«В конце 1992 года мало кто верил моим заявлениям, что эта стратегия лишь начало большого пути. В самый разгар кризиса стратегия определила ориентиры для формирования нормального демократического общества с многоукладной рыночной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора и экономического самоопределения в реализации своих экономических, социальных и политических интересов. Мы стремились создать общество, где будут верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл. Общество, где предприимчивые и умные люди станут состоятельными и успешными гражданами», – вспоминал впоследствии сам Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь», опубликованной в 2006 году.
В 2012 году Казахстан с опережением графика принятой в 1997 году Стратегии «Казахстан-2030» вошел и неизменно остается в числе пятидесяти государств мира с наиболее конкурентоспособной экономикой. Однако на достигнутом было решено не останавливаться, и в 2013 году была принята Стратегия «Казахстан-2050», ставшая новым политическим курсом уже состоявшегося государства. Теперь перед страной стоит хоть сложная, но выполнимая цель войти к середине XXI века в число уже 30 самых развитых государств мира. При этом прогнозируется, что население страны возрастет до 25 миллионов человек, из которых более 11 миллионов будут экономически активными, а продолжительность жизни увеличится до 82 лет. Основой экономики станет инновационная модель развития, предполагающая повышение производительности труда за счет автоматизации, роботизации и цифровизации в пять раз. За счет этого планируется поднять производство ВВП на душу населения в 4,5 раза, до 45–60 тысяч долларов.
Пока это, конечно, проекты, однако, как мы уже убедились, – практически все задуманное Президентом в предыдущие годы так или иначе было успешно внедрено в реальную жизнь.

Путь к мировому признанию
Параллельно с сугубо внутренними делами страны активно развивалось такое принципиально новое для молодой республики направление, как самостоятельное международное сотрудничество. Первые шаги к признанию на мировой арене были сделаны еще в августе 1991 года, когда Президент Назарбаев волевым решением закрыл Семипалатинский ядерный полигон. Чуть позже, в 1992 году, подписав так называемый Лиссабонский протокол, республика официально отказалась от ядерных боеголовок. В 1993 году Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Благодаря этому в 1994 году Казахстан заключил с Россией, США, Великобританией, Китаем и Францией (всеми на тот момент ядерными державами) Меморандум о гарантиях безопасности. В 1996 году Казахстан одним из первых в мире присоединился к Договору о всеобщем запрещении ядерных испытаний и уничтожил последнюю штольню для ядерных взрывов, находящуюся на территории страны.
Активно и весьма плодотворно развивалось сотрудничество с международными организациями. В марте 1992 года РК вступила в ООН, затем стала членом Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Всемирного банка, Международной ассоциации развития, Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, Всемирной организации здравоохранения. Столь эффективное сотрудничество с наиболее важными и авторитетными международными институтами продолжается и в наши дни. За годы независимости Казахстан председательствовал в таких организациях, как ОБСЕ, ОИС, ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, СВМДА, Тюркский совет.
В 2015 году наша республика стала полноправным членом Всемирной торговой организации, а до этого Казахстан во главе с Президентом Назарбаевым выступил в роли главного стратега и архитектора интеграционных процессов на евразийском пространстве. Если вспомнить, то саму идею качественно нового евразийства еще в 1994 году в стенах Московского государственного университета выдвинул Нурсултан Назарбаев, который в течение следующих десятилетий упорно продвигал ее всеми силами, личным авторитетом и в итоге добился практической реализации замысла.
«Интеграция на евразийском пространстве – это единственный путь защиты от окончательного развала и единственная гарантия от возможных геополитических катастроф и социально-политических катаклизмов. Перед нами опыт европейского сообщества, Лиги арабских государств, Австралийского союза, объединений южноамериканских стран и стран Тихоокеанского региона, многих других сообществ. Все они развиваются и углубляют свои отношения, все время ищут и находят взаимоприемлемые решения и от этого только выигрывают в мировом сообществе, на мировом рынке», – писал в те годы Нурсултан Назарбаев, и эти слова были услышаны и весьма позитивно восприняты многими странами СНГ.
В результате по инициативе Казахстана сначала произошло создание Таможенного союза и ЕЭП Казахстана, России, Беларуси, а с января 2015 года и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда в настоящее время входит уже пять государств с общей численностью населения более 180 миллионов человек.
Если же попробовать немного вникнуть в нюансы международной политики, то будет очевидно, что с первых дней становления страны лидер нашего государства придавал значение созданию системы национальной безопасности с учетом геополитического и экономического положения Казахстана. Страна, занимающая девятое место в мире по своей территории, должна была проводить взвешенную многовекторную политику, суть которой заключалась в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мирового сообщества. В результате последовательная внешняя политика Казахстана была признана и по достоинству оценена свыше 120 государствами мира. Благодаря этому Казахстан постоянно находится в центре внимания ведущих международных политиков, экспертов, журналистов и ученых. При этом, как постоянно отмечают мировые лидеры, Нурсултан Назарбаев был и остается большим стратегом международного масштаба, чутко и прозорливо угадывающим все вызовы времени.
Весьма показательна и характеристика, которую дал Президенту Казахстана один из ведущих мировых политиков, отец сингапурских реформ Ли Куан Ю: «Президент Назарбаев – очень крупная фигура среди глав различных республик. Лидер Казахстана – в меру жесткий, практичный, быстрый и решительный человек, обаятельный, талантливый и настойчивый, который признан лидером и другими республиками бывшего Союза».
«Сегодня мир знает пять или шесть влиятельных политиков, среди них Нурсултан Назарбаев», – эти слова принадлежат железной леди Великобритании Маргарет Тэтчер, обычно бывшей весьма скупой на комплименты.
«Островом стабильности и прогресса в Центральной Азии» всегда называл Казахстан знаменитый российский историк Рой Медведев, и с этим мнением вполне были солидарны многие ведущие политики и эксперты современности.
И если уж говорить об образных аналогиях, то в разных странах мира Нурсултана Назарбаева сравнивали со стоявшими у истоков американской государственности Дж. Вашингтоном и Рузвельтом, автором «Сингапурского чуда» Ли Куан Ю, «отцом тюрков» Мустафой Кемалем, китайским реформатором Дэн Сяопином, активным новатором и борцом за прогресс Петром Первым, основателем Пятой французской Республики Шарлем де Голлем и другими знаменитыми историческими деятелями. Безусловно, все они великие реформаторы своего времени, однако сам Президент Назарбаев всегда несколько скептически относился к подобным параллелям, поскольку все сравнения являются предметом относительным, так и путь развития Казахстана невозможно сравнить с дорогами, некогда выбранными другими государствами. По этому поводу Лидер нации, всесторонне изучивший политический опыт знаменитых людей, в своих выступлениях, статьях, публикациях не единожды отмечал, что не бывает готовых рецептов развития для отдельно взятой страны. И у нашего Казахстана должен быть свой путь, может быть, и нелегкий, но принципиально отличающийся от готовых моделей...
От тонкостей мировой политики опять вернемся к нашим внутренним делам. Еще одной важнейшей заслугой Нурсултана Назарбаева стало не только сохранение межнационального согласия в стране, в которой проживают представители более 130 национальностей, но и гармонизация межэтнических отношений, выработка политики толерантности и взаимного уважения. Благодаря этому наша республика не только преодолела трудности переходного периода и сумела избежать конфликтов на межэтнической почве, но и создала уникальное многообразие с яркой этнической палитрой. Во многом этому способствует деятельность созданной по инициативе Президента страны Ассамблеи народа Казахстана, организации, не имеющей аналогов в мире.
Нельзя не вспомнить и смелую, но, как показало время, триумфальную инициативу переноса столицы. Был и определенный скептицизм некоторой части общества, звучали голоса откровенных противников этой идеи. Но вот казахстанцы вместе со своим главным архитектором и зодчим, которым по праву является Лидер нации, построили новую столицу, жемчужину страны, красотою способную удивить любого побывавшего в ней. Сегодня Астана – гордость страны, город, ставший диалоговой площадкой для мирных переговоров, систематических встреч лидеров государств и проведения таких важнейших в международном масштабе мероприятий, как Съезд лидеров мировых и традиционных религий, всемирной выставки «ЭКСПО-2017» и многих других мероприятий как регионального, так и глобального масштаба. И уже в новой столице продолжают ежегодно разрабатываться и внедряться в жизнь все новые и новые замыслы и проекты, модернизирующие экономику и социальный облик страны. Сегодняшний Казахстан твердо нацелен на укрепление индустриальной мощи и развитие инноваций, дальнейший подъем благосостояния и качества жизни народа. По инициативе Президента реализуются Государственная программа индустриально-инновационного развития, программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Агробизнес-2020», «Занятость-2020», ориентированные на повышение уровня жизни граждан. Успешно стартовала программа «Цифровой Казахстан», нацеленная на рост компьютерной грамотности казахстанцев, улучшение качества государственных услуг и рост производительности труда во всех отраслях, и многие другие большие и малые программы, призванные из года в год улучшать жизнь жителей страны, то есть всех нас без исключения.

И вновь продолжается бой
Все предыдущие годы Нурсултан Назарбаев выбирал для себя наиболее трудные и актуальные участки работы. Не стал исключением и период транзита власти. В эпоху глобальных международных катаклизмов и все усиливающихся мировых вызовов и угроз на посту председателя Совета безопасности, который с недавнего времени стал не консультативно-совещательным, а стратегическим органом страны, Первому Президенту предстоит координировать проведение единой государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности Республики Казахстан в целях сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и национальных интересов Казахстана на международной арене.
К функциям Совета безопасности также отнесен комплексный анализ государственных программ, законопроектов, важных государственно значимых инициатив, а также развития ситуации в стране и мире применительно к национальным интересам Казахстана. Членам Совбеза и его председателю предстоит выявление и прогнозирование возникновения возможных источников внутренних и внешних угроз национальной безопасности и определение мер по их предупреждению и нейтрализации.
Ну а в целом все руководство страны и все ветви исполнительной и законодательной власти продолжат курс направлений, столь успешно заданный Нурсултаном Назарбаевым. Это и дальнейшее укрепление государственности, и последовательное отстаивание интересов страны на международной арене, и укрепление добрососедских отношений с другими государствами, и обеспечение дальнейшего экономического роста путем модернизации и диверсификации экономики, и, конечно же, сохранение политической стабильности и мира в регионе. Прочные и надежные основы для всего этого уже созданы самим Лидером нации, человеком, имеющим величайший дар предвидения, обладающим качеством упорного стремления к осуществлению и достижению великих целей, способным консолидировать нацию в процессе исторических перемен. Оставаясь в строю, Нурсултан Назарбаев продолжит процесс построения всех намеченных фундаментальных реформ и преобразований, направленных на благо граждан страны и общенационального единства Казахстана.
Евгений КОСЕНКО