Свет в конце тоннеля

Члены комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики акима Алматы посетили школу-интернат № 4 для слепых и слабовидящих детей им.Н.Островского

6 001

Они познакомились с условиями пребывания детей в этом учреждении, а также организовали комплексный осмотр детей с проблемами зрения.
Примечательно, что акция состоялась в Международный день белой трости, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и солидарности с ними.
В этот день учащихся школы-интерната приняла команда офтальмологов, невропатологов, лор-врачей, педиатров и кардиологов Алматы, а также резидентов Казахстанско-Российского медуниверситета. Провести обследования помогли фонды «Асар береке» и «Дегдар», которые предоставили все необходимое оборудование для офтальмологических осмотров.
За тем, как идет медицинское обследование, внимательно следили руководитель секции здравоохранения комиссии, научный руководитель группы Казахстанско-Российского медуниверситета Жанат Касымжанова и член-корреспондент Национальной академии наук РК, президент Ассоциации офтальмологов РК Турсунгуль Ботабекова.

6 002


Для воспитанников школы-интерната визит врачей стал настоящим праздником.
– Это единственное в Алматы специализированное учреждение для детей с проблемами зрения. В целом по республике работает 11 таких школ. Наша рассчитана на 196 человек. Но число детей с проблемами зрения растет, и сегодня здесь учатся 252 слабовидящих и слепых ребенка, 22 из которых находятся на домашнем обучении, – говорит замдиректора по учебной работе школы-интерната Бахытгуль Жумадилова. – Мы принимаем детей с 40-процентным зрением.
Раньше в школе-интернате был свой окулист. Сейчас память об этом специалисте сохранилась разве что на табличке кабинета. Окулист здесь больше не работает – не положено по штатному расписанию. А потому каждый ребенок школы-интерната проходит лечение в поликлинике по месту жительства. Три раза в год в зависимости от эпидситуации в городе сюда приезжают врачи поликлиники № 4. Они проводят необходимую вакцинацию, флюорографию. Вот недавно здесь ребятам сделали прививки от гриппа.
– В интернате находятся в основном дети из малоимущих семей, – говорит Бахытгуль Ниязхановна. – Родителям, которые постоянно на работе, элементарно некогда сводить своего ребенка к врачу. Только раз в год перед школой дети проходят профосмотр в ускоренном режиме, чтобы получить справку для пребывания в интернате. Порой это носит формальный характер. Поэтому мы были очень рады, что наших ребят обследовали специалисты разного профиля. Квалифицированные рекомендации врачей помогут им получать необходимое лечение.
Обучение в школе-интернате проводится по общеобразовательной школьной программе. Но есть особенность – программу обучения здесь растягивают. С 1-го по 4-й классы дети обучаются как в обычной начальной общеобразовательной школе, а затем программа длится вместо пяти шесть лет, в 11-м и 12-м классах знания вновь преподают в режиме обычной школы.
– Обновленная школьная программа в Казахстане сегодня плохо усваивается здоровыми детьми, – говорит Жумадилова. – Она направлена не на то, чтобы получать знания, а чтобы добывать их самим, и рассчитана она на отличников. Согласитесь, освоить такую программу детям, имеющим проблемы со здоровьем, непросто. Скорость умственной работы детей нашего интерната в пять раз меньше, чем у нормально видящего ребенка. Педагоги интерната адаптируют учебники вместе с центром коррекционной педагогики Алматы. Стандартные с обычным шрифтом для слабовидящих детей учебники недоступны. Минимальный шрифт для них должен быть 16–18. В то же время выпускать такие учебники непросто. Проблема в том, что учебники эти достаточно дороги. Например, учебник физики с укрупненным шрифтом, состоящий из двух частей, займет три-четыре книги. А в формате Брайля текст уложится аж в десять книг.
Поэтому старшеклассники интерната до сих пор пользуются учебниками, выпущенными в 1980-х годах. Учителя вынуждены приспосабливать их к новым стандартам, самостоятельно составляя карточки с укрупненным шрифтом.
Но, по заверениям замдиректора, проблемы с новыми учениками здесь медленно, но все же решаются.
Все эти трудности тем не менее не мешают выпускникам интерната получать стандартный аттестат об общем среднем образовании. А впоследствии продолжать учебу.
– В отличие от обычных школ в интернате сохраняется так называемый зрительный режим. Это значит, что на уроке ребенок должен выполнять письменные задания не более 15 минут, – поясняет Жумадилова. – Классные кабинеты рассчитаны на малое количество детей. В классе для незрячих – всего восемь человек, так как каждый ребенок воспринимает информацию по-разному и требует индивидуального подхода. А в классе слабовидящих – не более 12 человек.
Здесь обязательны коррекционные занятия, которых особенно много в начальных классах. Детям корректируют недостатки развития речи, объясняют смысл слов. Есть дети, которые не могут понять, что такое весна или зима, и задача педагога донести до них эту информацию исходя из тактильных и слуховых ощущений. Среди невидящих ребят, с которыми не занимаются родители, встречаются неспособные правильно выражать свои эмоции. К примеру, там, где нужно смеяться, они плачут. И наоборот. Работают в интернате и над пластикой, правильными движениями, чтобы дети с проблемами зрения могли управлять своим телом.
Каждый урок в школе-интернате сопровождается специальной гимнастикой для глаз. Как таковая физкультура здесь отсутствует, но практикуется адаптивная гимнастика, во время которой дети делают небольшие разминочные упражнения, так как резкие движения, бег для них запрещены.
Воспитанники интерната практически не смотрят телевизор. Здесь ведется война со смартфонами, которую, увы, последние выигрывают. Если во время учебного процесса учителя мобильники у детей забирают, то в свободное время за детьми уследить невозможно. В то же время по новой учебной программе педагоги должны пользоваться интернетом. В основном ориентир здесь идет на слуховое восприятие информации.
К слову, в коридорах интерната мы не услышали привычных для нас шумных переменок. В школе-интернате тишина – надежный друг любого слабовидящего человека.
Здесь гордятся своими педагогическими кадрами. Несмотря на большую загруженность, в прошлом году педагоги приняли участие в городских педагогических чтениях, где заняли третье место. Учителя интерната делают все возможное для того, чтобы помогать детям познавать окружающий мир. Историки и географы, краеведы постоянно возят детей в музеи города и за пределы Алматы. Так, ребята посетили древнее городище Талгар, побывали на Иссыкских курганах, побережье Или, Медео... Учителя пространственной ориентировки знакомят ребят с парками города. Благодаря им дети знакомы буквально с каждым уголком парков Первого Президента и 28 гвардейцев-панфиловцев. Они посещают зоопарк, а также станцию юных натуралистов, где с ними проводят занятия.
В основном здесь находятся дети с сохранным интеллектом. После окончания интерната 90 процентов выпускников поступают в вузы, где заканчивают не только бакалавриат, но и магистратуру.
Воспитанники школы-интерната активно занимаются и делают успехи в двух видах спорта. Ребята стали чемпионами Казахстана по такому новому для нашей страны виду спорта, как гол-бол. Городская и областная команды, в которые вошли ребята, не только активно играют в Казахстане, но и ездили на соревнования в Таиланд, Германию, Россию. Сейчас они готовятся участвовать в Паралимпийских играх.
Слабовидящие дети осваивают и велосипедный спорт, которым они занимаются вместе со зрячими инструкторами, сидящими впереди специальных велосипедов. В прошлом году воспитанники интерната совершили велопробег не только по Казахстану, но и добрались до Парижа.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА