Толеутай Жаббаров, член Общественного совета города Алматы, председатель ПК «Куаныш мекенi»:

5 001

– Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, как всегда, отражает наиболее значимые и острые проблемы общества, их анализ и пути решения, направленные на развитие экономики страны, неуклонное повышение благосостояния и качества жизни каждого казахстанца.
Одним из приоритетов повышения качества жизни является совершенствование сферы ЖКХ. Но именно в данной сфере, в вопросах содержания и обслуживания многоквартирных жилых домов (МЖД) проблемы стали остроконфликтными, злободневными и вызывают недовольство как со стороны владельцев квартир, так и со стороны компаний, оказывающих услуги по обслуживанию МЖД.
Законодательство РК в регулировании этих задач и проблем безнадежно устарело и требует изменений.
Например, имея право владения долей в общедомовом имуществе и обязанности по их содержанию, собственник квартиры не имеет права на ее отчуждение, изолированное личное пользование и не имеет стоимостной оценки своей доли, то есть общедомовая доля каждого владельца квартиры – это понятие обобщенное, расчетное.
Необходимо ввести учет общедомовой собственности и ее доли в натуральном выражении, наделяя ею владельцев квартир в зависимости от площади их квартир. Размер доли общедомовой собственности производить при создании кондоминиума и закрепить за каждой квартирой, чтобы не изменять ее при смене владельца.
При учете затрат на содержание и обслуживание общедомовой собственности эти показатели переводить в стоимостное выражение с учетом общей суммы затрат и доли затрат отдельного владельца квартиры в соответствии с площадью его индивидуальной собственности. Нельзя объединять эти два вида собственности, так как по своей природе они не идентичны и не обладают одинаковыми качествами имущественного права.
В то же время предлагаемые в проекте закона понятие «общество собственников имущества (ОСИ)» не соответствует правовым имущественным отношениям. Само понятие «общество» не конкретизирует род объединения группы лиц, владеющих индивидуальной и общедомовой собственностью. Более конкретно и понятно название «Кооператив собственников имущества (КСИ)».
Одной из ключевых задач в этом вопросе является выбор председателя КСИ и других выборных лиц, которым должно быть дано право распоряжения общедомовым имуществом и денежными средствами членов КСИ. Должны быть законодательно разработаны четкие стандарты профессиональных и личностных качеств, предъявляемых к этим должностным лицам, так как им доверяется управление МЖД, обеспечение безопасности жизни людей, создание комфортных условий для проживания.
Необходимо также законодательно закрепить положение о том, что заниматься управлением и обслуживанием МЖД должны только некоммерческие организации, не имеющие цели извлечения дохода от этой деятельности, чтобы направлять все собранные на обслуживание МЖД средства полностью и только на его нужды. Это исключит соблазн наживы и нецелевых расходов средств, собранных на содержание дома.
Также совершенно необходимо законодательно закрепить норму расходов на оплату труда административно-управленческого персонала исходя из сметы поступающих средств на содержание МЖД; понятие «злостный неплательщик» в отношении собственников квартир, имеющих задолженность по оплате за коммунальные услуги и по оплате расходов на содержание МЖД более трех месяцев; понятие «дворовая территория КСИ», передать эти участки бесплатно КСИ и включить их в общедомовую собственность; норму объединения в один КСИ количество домов от 5 до 7 или от 500 до 550 квартир с целью улучшения контроля за качеством управления и обслуживания.
Накопительным взносам владельцев квартир на капитальный ремонт нужно придать статус вкладов физических лиц с применением права на государственное гарантированное страхование и возмещение убытков при банкротстве банка-накопителя взносов. Норму обязательного открытия расчетных счетов в банках отдельно на каждый дом необходимо отменить, так как это необоснованно увеличивает накладные расходы КСИ, объем обрабатываемой информации в бухгалтерии.
Только так мы сможем навести порядок в тарифах на услуги ЖКХ, о чем сказано в Послании. Только таким образом можно будет сделать прозрачными тарифообразование в сфере коммунальных услуг и расходование собранных с потребителей средств, как того требует наш Президент.