Транспорт настоящего и будущего

Умный город

Ежедневно на дороги Алматы выезжает более 500 тысяч автомобилей, еще столько же заезжает к нам из областей. Мегаполис переполнен личными машинами, и, казалось бы, транспортный коллапс неизбежен. Но городские власти нашли решение этой проблемы, сделав уклон на развитие устойчивого транспорта Алматы.

5 001

Общественный транспорт является одной из важнейших составляющих жизни городов. Тем более если он обеспечивает удобное и безопасное передвижение, предлагает услуги по приемлемым ценам и обладает минимальным количеством выбросов веществ, загрязняющих атмосферу. Ставку именно на такой вектор развития транспортной системы сделал Алматы. Одним звеном удалось объединить цепь решений, таких, как задачи городской инфраструктуры, социальные и экологические вопросы.
Проект «Устойчивый транспорт Алматы», инициированный городским акиматом совместно с Программой развития ООН и Глобальным экологическим фондом, всесторонне внедрялся у нас с 2011 года. И теперь пришло время подводить итоги, анализировать результаты и продумывать стратегию дальнейшего действия.

Движение – жизнь
Алматы – быстроразвивающийся мегаполис. По прогнозам специалистов, население в нем вырастет более чем на полмиллиона в ближайшие 20 лет. Уже сейчас Алматы вмещает более 1,78 миллиона человек. Растет и уровень жизни горожан, а как следствие, и количество личного автотранспорта. Это и стало первым симптомом транспортного коллапса, когда нехватка удобного общественного транспорта усиливается всевозрастающим количеством персональных автомобилей. Средняя скорость передвижения по городу стала составлять 15-17 километров в час, в разы падая в часы пик.
В дополнение к этому расширение жилого фонда и, соответственно, прирост населения, особенно в удаленных от центра города Алатауском и Наурызбайском районах. Что требует от властей не только планирования жилья, школ, медицинских и других учреждений, но и, безусловно, целенаправленного комплексного подхода к обеспечению горожан эффективным и доступным общественным транспортом.
Сегодня в городе разработана комплексная схема организации дорожного движения до 2023 года, включающая в себя общие векторы направления развития транспорта, часть из которых уже реализована.
Так, запущены выделенные полосы для общественного транспорта протяженностью 96 км, что увеличило среднюю скорость движения подвижного состава в 1,5 раза, а пассажиропоток – на 30 процентов. Организовано одностороннее движение на улицах Курмангазы и Шевченко. Введение платных парковок позволило снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и увеличить выплаты в бюджет в пять раз. Создан велокоридор от микрорайона Орбита до Зеленого базара, в городе установлено 200 велостанций на 1730 велосипедов. Благодаря созданию рыночных отношений и выводу из тени доходов обновляется автобусный парк города, за счет бюджета и частными перевозчиками закуплено 675 новых автобусов разной вместимости. Реализуется проект BRT (скоростной автобусный транспорт), ведется подготовка проекта ЛРТ, продолжается строительство линии метрополитена.
– Устойчивое развитие городов невозможно без развития транспортной системы. Транспортная реформа считается одной из самых сложных в любом мегаполисе. Важным достижением проекта ПРООН «Устойчивый транспорт» стала разработка КСОДД до 2023 года – этот документ предложил интегрированный подход к транспортному планированию, и сейчас мы видим положительные результаты в транспортной сфере Алматы. За последние годы интенсивность использования личного транспорта снизилась с 50 процентов до 41 процента в пользу общественного транспорта, велосипедов и пешего передвижения. Я думаю, что опыт крупнейшего мегаполиса страны станет катализатором изменений по всему Казахстану, – сказала заместитель постоянного представителя ПРООН в Казахстане Мунхтуя Алтангерел.
Как отметили иностранные консультанты, в рамках проекта был не только проведен качественный анализ транспортной системы Алматы, но и определен вектор дальнейшего развития, а местные исполнители проекта получили необходимый опыт. По их мнению, для более успешного развития транспортной системы в других городах необходимы создание национальной стратегии по улучшению общественного транспорта, совершенствование законодательства, подготовка кадров, внедрение новых технологий.

Человеческий фактор
Автомобиль – это вредная привычка, – так считают иностранные эксперты, приехавшие в Алматы поделиться опытом внедрения устойчивого транспорта в своих странах. По их мнению, транспортные привычки алматинцев в пользу устойчивого транспорта могут существенно изменить развитие современного легкорельсового транспорта и скоростных автобусных линий, масштабная модернизация и расширение троллейбусной сети, развитие велоинфрастуктуры, а также значительное снижение количества автомобилей на улицах города за счет организации транспортно-пересадочных узлов на въезде в город и платные парковки в центре Алматы.
Последнее нововведение алматинцы не восприняли на ура. Однако эксперты уверены, что это решение уже в ближайшее время принесет городу свои положительные плоды. Для того чтобы объяснить населению пользу от внедрения платных парковок, ПРООН-ГЭФ даже выпустило мотивирующий анимационный фильм, разъясняющий преимущества платных парковок, в особенности если они организованы по всем правилам и средства, полученные от них, идут на развитие инфраструктуры города.
– Учитывая, что припаркованный автотранспорт занимает зачастую полторы полосы проезжей части улиц, решение проблемы парковок могло бы увеличить пропускную способность улиц на 30–50 процентов. Плата за парковку – это экономический рычаг регулирования спроса и предложения на городское пространство. И в данном случае получаемая городом прибыль – это будущие городские велодорожки, детские площадки, пешеходные зоны, новые автобусы и прочее, – рассказывает руководитель проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы» Елена Ерзакович.
Привлечь внимание общественности, считают специалисты, нужно и к общественному транспорту. Однако чтобы повысить популярность этого вида транспорта, нужно сначала решить ряд вопросов, в том числе и качество подготовки кадров. В городе идет обновление автобусного парка. Старые коптящие «пассажировозки» сменяют современные комфортабельные маршруты. Чтобы водители соответствовали новому транспорту, в Алматы недавно появился центр квалификации специалистов транспорта.
– Он оснащен современными учебными аудиториями для общих занятий, имеются компьютерные классы для сдачи экзаменов, кабинеты с тренажерами, кабинет для психоанализа и этики водителя, также обучают оказывать первую медицинскую помощь, – рассказывает специалист центра Раушан Серикжан.
Стимулом для улучшения качества работы водителей автобусов и троллейбусов станет мобильное приложение Starbus. С его помощью горожане смогут оценивать работу сотрудников общественного транспорта и даже «номинировать» плохого извозчика на увольнение. Идентифицировать транспорт можно будет с помощью QR-кодов, которыми промаркируют каждый автобус. Есть возможность оставить небольшой письменный отзыв. Если водитель наберет определенное количество плохих оценок и отзывов, то его могут отправить на курсы повышения квалификации или даже применить меры к автопарку за счет субсидий от городских властей. Отличников труда будут поощрять. К слову, приложение уже сейчас доступно для свободного скачивания.

Цена вопроса
Алматы переходит на принцип умного города, и транспортная реформа – один из немаловажных этапов.
– Прорывным проектом не только на территории РК, но и всей Средней Азии стала электронная система билетирования «Оңай». Учитывая международный опыт, была выбрана именно такая система, адаптированная под наш город. Она направлена на решение перспективных задач, которые стояли в долгосрочном периоде. Онлайновая система позволяет внедрять различные новшества, которые только мотивируют наших пассажиров пользоваться данной системой оплаты, – говорит директор Транспортного холдинга Алматы Садир Хамраев.
Для удобства горожан в мегаполисе создано два центра обслуживания «Оңай», работающих по принципу одного окна. Кроме того, до конца года будет реализована возможность обслуживания пассажиров во всех ЦОНах города.
Создано и мобильное приложение «Оңай», которое позволяет в онлайн– режиме пополнять баланс карты как своей, так и родных, и даже отслеживать историю передвижения по городу.
Еще одним новшеством станет то, что картой «Оңай» можно воспользоваться не только в общественном транспорте, но и на объектах социальной направленности. Например, оплатить входной билет в зоопарк или на высокогорный каток «Медео». Кроме того, принимать карту для оплаты будут в ряде ресторанов и кафе города.

Маршруты завтрашнего дня
На сегодняшний день город обслуживают 1753 автобуса и троллейбуса, охватывающие 107 маршрутов. Но в развитии проекта устойчивого транспорта уклон делается на внедрение BRT и ЛРТ.
Ученые из Технического университета Дании провели исследование в 13 городах мира и выяснили, что больше всего используют систему БRТ в Стамбуле. Она сокращает время передвижения пассажиров по городу на 65 процентов, а уровень увеличения пассажиропотока за счет скоростных линий для автобусов здесь доходит аж до 150 процентов.
В нашем городе эту систему тоже начали применять. На днях была запущена первая скоростная линия для автобусов. Полоса создана на улицах Мустафина, Рыскулбекова и Сулейменова. Это лишь первый этап внедрения скоростного автобусного транспорта.
– Общая трассировка начинается от микрорайона Орбита по улице Мустафина, далее по улицам Сулейменова, Жандосова и Тимирязева. В настоящее время реализуется отрезок протяженностью 8,7 километра. На следующий год планируется перей­ти на улицы Жандосова и Тимирязева. Срок завершения – декабрь 2018 года. Вторая очередь системы САП состоит из улиц Желтоксан, Толе би, Восточной объездной дороги, далее Кульджинского тракта до юго-восточного автовокзала. Общая протяженность коридора составляет 22,4 километра, – рассказал руководитель отдела управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Данияр Надырханов.
Одним из эффективных решений транспортных проблем города и развития общественного транспорта является реализация социально значимого и технически сложного проекта – строительство легкорельсового транспорта.
В текущем генеральном плане рассматривается строительство линии по улице Толе би от улиц Момышулы до улицы Панфилова с ответвлением в сторону Калкамана для интеграции с метрополитеном и проектируемым западным автовокзалом. В общей сложности проект первой фазы имеет 23 километра пути, по которым будет ходить 36 единиц подвижного состава.
Перед городом стоит амбициозная задача – увеличить на 20 процентов долю передвижений на общественном транспорте к 2023 году, а этого можно добиться, предоставив автомобилистам реальную альтернативу.
На сегодняшний день доля устойчивых видов передвижения (общественный транспорт, велосипедный и пешеходный) выросла с 43 процентов до 59. По мнению организаторов проекта, это очень хороший результат.
Наталья ГЛУШАЕВА