Требование цифрового века

Трехъязычие в образовательном пространстве – задача, поставленная перед преподавателями в век цифровизации

4 001Кандидат технических наук, профессор Казахского государственного женского педагогического университета Алматы Гульназ Салгараева:
– Сегодня полиязычное образование – это требование времени. Знание нескольких языков является важным инструментом межличностных и культурных взаимоотношений для развития международных связей нашего государства. Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» отметил: «Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками... С 2019 года будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах. В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире». Из этой задачи исходят новые цели и требования.
Необходимо отметить, что в современном обществе созданы все условия и возможности для освоения нескольких языков. Формирование и подготовка личности, владеющей глубокими знаниями, готовой исследовать тайны мирового образовательного пространства, способной показать свои возможности и владеющей несколькими языками, очень важная цель.
Трехъязычие – одна из важных ступеней и в становлении конкурентноспособного государства. Идею трехъязычного образования Лидер нации огласил на XII съезде Ассамблеи народа Казахстана. А в Послании «Новый Казахстан в новом мире» Президент высказал мысль о необходимости поэтапной реализации культурного проекта «Триединство языков».
В 2017-2018 учебном году начался процесс перехода к обновленному содержанию в сфере среднего образования. Это актуальная проблема, возникшая на почве необходимости свободного внедрения в мировое образовательное пространство. Основная идея данного процесса – это формирование и развитие компетентной, конкурентноспособной, образованной и творчески мыслящей личности, умеющей адаптироваться в интенсивно развивающемся обществе, способной действовать в своих интересах и общества в целом. Трехъязычие является весьма важным условием для формирования такой личности. Здесь основная цель – формирование высокообразованной, конкурентноспособной личности, способной к самореализации, которая умеет свободно излагать свои мысли, владеющей национальным языком, мировой культурой и историей своего народа.
Подготовка обучающихся, владеющих тремя языками, началась с обращения Президента РК к народу: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику». Почему для формирования культуры трехъязычия среди других иностранных языков был выбран именно английский? Потому что он является самым распространенным языком общения в мировой культурной жизни. Знание государственного языка – это долг каждого гражданина Казахстана. И обучение английскому языку ни в коем случае не становится преградой для освоения казахского языка. Английский язык помимо того, что является инструментом межкультурного общения, выполняет ряд дополнительных задач. Во-первых, с его помощью можно осуществить перевод знаний и распространить их. Во-вторых, он выполняет функцию международной коммуникации и средства информации. В-третьих, является инструментом обмена мнениями и последнее – это язык, выполняющий функцию хранения огромного объема информации.
В сфере среднего образования переход к трехъязычному образованию планируется начать в 2019–2020 учебных годах и только в 10-11-х классах, в естественно-математическом направлении по выбору такие предметы, как информатика, физика, химия, биология (два предмета) будут изучатся на английском языке. В результате выпускники школ по выбранному предмету в высших учебных заведениях станут осваивать дисциплины на английском языке и на основе Болонского процесса будут сдавать зачеты на этом языке и продолжать получать знания в бакалавриате, магистратуре и далее в PhD-докторантуре. Знание английского языка открывает безграничные возможности для нашей молодежи, это гарантия глобализации. В век развития информационных технологий английский язык решительно внедряется в языки мировых народов в качестве новых слов и понятий. Мы тоже не должны остаться в стороне от этого процесса. В связи с этим и в Казахском государственном женском педагогическом университете выполняются задачи, поставленные для подготовки педагогов.
В заключение хочется отметить, что трехъязычие в образовательном пространстве – это требование цифрового века. Знание английского языка, признанного языком мировой глобализации, является необходимостью для будущего Казахстана. Нам нужно усердно работать в направлении обеспечения полиязычного образования для подготовки конкурентноспособных специалистов.
Подготовила Анастасия МАЛЫШЕВА