Творческий потенциал

4 002Аман Кулбаев, заслуженный деятель РК, кандидат искусствоведения, академик Национальной академии естественных наук, профессор КазНАИ имени Т. Жургенова, член творческих союзов РК.
– Профессорско-преподавательский состав и студенты КазНАИ имени Темирбека Жургенова активно включились в процесс воплощения идей, озвученных Главой государства на XVIII съезде партии «Нур Отан» 27 февраля 2019 года. Напомню, в программе партии до 2030 года «Общество благополучия: 10 целей десятилетия» Президент предложил базовые компоненты общественного развития. В их числе национальное единство, конкурентоспособная сильная экономика, интеллектуальное процветающее общество, страна, уважаемая в мире.
Мне хотелось бы рассказать о том, как студенты – будущие деятели искусства – воплощают некоторые из этих идей на практике. На занятиях мы говорим своим воспитанникам о том, что основным фундаментом для изучения культуры страны является история. Именно наше богатое наследие номадов должно стать отправной точкой для создания произведений искусства. И это будет способствовать укреплению национального единства. Драматург, режиссер, актер, художник, представители других театральных профессий должны работать над спектаклями, сюжеты которых повествуют о созидании, любви к родному краю, малой родине и большой – Республике Казахстан. И здесь важно обратиться к нашим национальным героям, писателям, философам, ученым, чьи труды повествуют о вечных ценностях.
Так, студенты-режиссеры берут в работу сюжеты творений Абая, Шакарима, Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, других классиков и национальных героев, пишут пьесы, главными героями которых становятся эти выдающиеся личности. Можно сказать, что их образы сопровождают студента на протяжении всего обучения в вузе. В процессе постижения мудрых мыслей классиков будущий деятель театрального и экранного искусства образовывается, повышает свой интеллектуальный уровень, а дальше ему хочется делиться этой мудростью с другими, через свои спектакли напоминать о ней обществу, передавать ее от сердца к сердцу. Так и происходит укрепление национального единства. У зрителей в театре или кинозале, объединенных творческими идеями авторов спектакля, фильма, появляется ощущение сплоченности, растет гордость за страну, в которой мы живем, а это значит, что творчество достигло своей цели и стало мощным инструментом единения. Личностей, на мудрости и примере которых можно развивать свой интеллектуальный потенциал, в нашей истории и культуре много, они в фокусе нашего внимания. Соприкасаясь с их духовным наследием, мы учимся, образовываемся, еще больше сплачиваемся.
Еще один важный тезис Главы государства посвящен экономическому развитию – конкурентоспособной сильной экономике. Хочу подчеркнуть, что наши студенты изучают экономику. Мы, педагоги, стремимся учить молодежь мобильности, это очень важно в условиях рыночной экономики. В современном обществе у театрального деятеля должно быть понимание, что нужно стремиться к прибыльности постановок. Спектакли должны собирать полные залы, а прибыль – это пополнение казны государства, значит, появится еще больше средств на возведение социального жилья, объектов образования, здравоохранения. В этом плане театральный деятель должен быть ответственным, я бы даже сказал, социально ответственным.
Когда студент приносит новую пьесу и предлагает поставить ее в нашем учебном театре, педагог просит студента проанализировать, насколько, по его мнению, пьеса будет успешной. И если студент обосновывает свой проект, наставник одобряет эту постановку. И тут уместно вернуться к первому тезису – о сплочении. Если постановка направлена на просвещение, духовное единение, то она будет успешной, зрители пойдут в зал.
Одна из целей, обозначенных Главой государства, – интеллектуальное процветающее общество. И тут я хотел бы обратиться к вышесказанному – развитие культуры, побуждение молодежи образовываться в процессе обучения в вузе, а также анализировать успешность своих проектов, умножать интеллектуальный потенциал. Таким образом, эта работа направлена на дальнейшее формирование интеллектуального и процветающего общества.
Как подчеркнул Глава государства, все мы должны объединить усилия для того, чтобы наша страна была в числе самых процветающих государств.
Один из важнейших пунктов программы звучит так: «Страна, уважаемая в мире». Во многом уважение к стране можно развивать за счет искусства, ведь, как показывает большой опыт, гастрольные выступления артистов всегда способствовали интеграции страны в мировое сообщество.
В качестве примера напомню, с каким фурором деятели нашей культуры выступали на Первой декаде казахского искусства и литературы в Москве в 1936 году. Тогда это событие стало настоящим культурным откровением. Яркие выступления наших творческих личностей с восторгом обсуждала вся Москва, а учитывая, что на их концертах, выставках и спектаклях было много иностранных гостей, то о казахской культуре заговорили в мире.
Сегодня в рамках выполнения государственных программ деятели искусства продолжают завоевывать сердца зарубежной публики своим творчеством. Уникальность нашей страны в творческом многоголосье, мы ставим пьесы по казахской, русской, немецкой, корейской классике, произведениям именитых авторов других народов, проживающих в Казахстане. Вместе с тем нашей общей объединяющей силой является казахская земля с ее обычаями и традициями. Наша культура – наша гордость, наш бренд.
И здесь я резюмирую все изложенное выше: чтобы искусство в стране развивалось, чтобы оно и дальше являлось послом нашего государства за рубежом, от нас, педагогов, требуется сделать все для того, чтобы студенты выросли профессионалами своего дела, были настоящими гражданами своей страны – любили свою землю и были готовы с гордостью рассказать о ней всему миру.
Записал Юрий КАШТЕЛЮК