У людей разных этносов общая страна

В последнее время в обществе активно обсуждается концепция и общая государственная политика в сфере религии

О значимости предпринимаемых шагов нам рассказали специалисты в религиозной тематике:

Профессор Казахского нацио­нального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук Калимаш Бегалинова:

25 001

– Для нашей поликонфессиональной страны, имеющей либеральное законодательство в сфере религиозной деятельности, разработка и реализация долгосрочной Концепции государственной политики в религиозной сфере РК на 2017–2020 годы имеет важное значение. Она направлена на дальнейшее укрепление отношений взаимной терпимости и уважения между различными религиозными объединениями. В концепции затронуты все аспекты, связанные с совершенствованием государственной политики в сфере религии.
Тем не менее, с моей точки зрения, в документ можно было внести некоторые положения, связанные с миссионерской деятельностью (ведь эти люди не всегда действуют с благородной целью). Предварительно провести анализ зарубежного законодательства в отношении тех или иных религиозных конфессий, учитывая их опыт взаимоотношения с теми религиозными объединениями, которые имеют распространение в нашей стране. Помимо этого следует уделить внимание тем СМИ, которые должны проводить регулярные пропагандистские и разъяснительные мероприятия в религиозной сфере, и так далее.
Если при реализации концепции будет учитываться комплексный характер, конструктивность взаимодействия со всеми правительственными и неправительственными структурами, прежде всего с АНК, то эффект будет позитивный и все ожидаемые результаты в различных сферах государственных органов воплотятся на практике.

Профессор Казахского нацио­нального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук Карлыгаш Борбасова:

25 002

– Республика Казахстан является светским государством, которое гарантирует права и свободы граждан. В Конституции и Законе о религиозной деятельности и религиозных объединениях каждый гражданин РК, других государств и лица, не имеющие гражданства, имеют право на свободу вероисповедания, а также принимать участие в ритуалах. Нет принуждения к религиозной принадлежности, а религиозные объединения отделены от государства. Казахстан имеет правовую основу для регулирования отношений между государством и религией. Эти отношения основаны на следующих основополагающих принципах: равноправие всех граждан независимо от религии; отделение религиозных и светских объединений от государства; светский характер государственной образовательной системы; равенство религиозных объединений перед законом; наличие специальных законов, обеспечивающих свободу совести, и рассмотрение ответственности за их нарушение.
Правовое совершенствование религиозной ситуации остается одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня. Именно по этой причине деятельность нетрадиционных религиозных движений в стране является угрозой государственной и нацио­нальной идентичности. Из-за чрезмерного распространения новых религиозных движений в Казахстане могут быть задействованы интересы западных финансовых или фундаменталистских, сепаратистских и экстремистских групп. Таким образом, в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017–2020 годы существование религиозных отношений и структурных организаций основывается на западном менталитете не только с точки зрения прав человека, но и с духовно-нравственной позиции безопасности.
Надзор за деятельностью иностранцев и лиц без гражданства, занимающихся миссионерской работой в республике, предотвращает различные религиозные конфликты в стране.
Любым проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и действиям, которые влияют на конституционные права наших граждан, обеспечивается сильное и последовательное противодействие.
Целью и действиями государства являются запрет на создание религиозных объединений, направленных на установление господства одной веры, разжигание ненависти и враждебности, в том числе применение силы, обращение к религиозному экстремизму. А также предотвращение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.
Международный терроризм, экстремистские организации и другие силы за рубежом, дестабилизирующие жизнь нашего общества, возбуждающие внутреннюю нестабильность в республике, строго ограничиваются.
Мы знаем, что концепция направлена на защиту конституционных прав граждан на свободу вероисповедания. Государственные органы должны обеспечивать развитие взаимоотношений, духовных ценностей гражданского общества, укреплять религиозную толерантность и прогнозировать тенденцию развития ситуации.
Концепция предусматривает разработку предложений по совершенствованию законодательства, координацию межконфессиональных взаимодействий, разработку информационно-образовательных и организационных мер, направленных на предотвращение религиозного экстремизма.
В республике не допускается вмешательство религии в политику, но все политические гражданские права духовенства защищены. Родители или их представители имеют право воспитывать своих отпрысков согласно своим убеждениям, но не допускается принуждение детей к вероисповеданию.
Религиозная пропаганда проводится на установленных территориях, в образовательных учреждениях она регулируется законодательством. Религиозные объединения, которые используют психотехнические, психотропные вещества, влияющие на сознание, запрещены. Аналитики систематически изучают и оценивают учения новых религиозных объединений. По моему мнению, концепция учитывает международные правовые нормы и интересы национальной безопасности в стране.

Профессор Казахского нацио­нального университета имени аль-Фараби, доктор философских наук Шамшия Рысбекова:

25 003

– Центральной проблемой построения гражданского общества любой страны, в том числе и Казахстана, являются взаимоотношения государства и общества. Все остальные возникающие вопросы, в том числе и конфессиональные, – следствие разрыва между властью и обществом. Их преодоление невозможно без полной реализации конституционных принципов в области свободы совести, призванных быть средством защиты человека и общества от идеологического господства любых доктрин и структур и являющихся непременным условием правовой демократии. Поэтому принятие единой концепции политики государства в его отношениях с религиозными объединениями во многом отвечает важнейшим требованием законности в демократическом государстве – соответствием законов и иных нормативных правовых актов потребностям правового регулирования общественных отношений. Как отмечал в своих трудах
М. И. Одинцов: «…светское государство не может теперь проводить исключительно вероисповедную политику, оно объемлет в рамках своей внутренней и внешней политики интересы уже не только религии как таковой и религиозных организаций (церквей, вероисповеданий, культов, движений и тому подобных), но и интересы нерелигиозных граждан и создаваемых ими организаций. Именно поэтому политика такого государства должна характеризоваться как политика в сфере свободы совести».
Светское государство, признавая факт нерелигиозного мировоззренческого выбора и наличия общественных объединений, создаваемых его последователями, не ограничивается вероисповедной политикой, а рассматривает ее лишь как часть более широкого явления – внутренней политики по отношению к сфере мировоззренческих убеждений граждан и создаваемых ими объединений.
Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межэтническое и межконфессио­нальное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства. Здесь у нас есть основа, фундамент. Это многовековой опыт. При этом мы видим, что межэтнические отношения – это сложнейшая, чувствительная сфера, которая постоянно развивается и появляются новые проблемы и вызовы. Для того чтобы грамотно, содержательно на них отвечать, нужны современные и гибкие решения.
Именно такие подходы намечены в Концепции госполитики в религиозной сфере на 2017–2020 годы. Благодаря ее реализации страна сможет успешно противостоять глобальным угрозам: экстремизму и терроризму. Огромное значение имеет также предупреждение и предотвращение этнических и религиозных конфликтов.
То, что растет количество людей, которые так оценивают ситуацию в сфере межэтнических отношений, безусловно, хороший знак. Но это не повод для снижения внимания к вопросам профилактики экстремизма и межнациональной напряженности. Тем более что в современном мире нарастают тенденции размывания традиционных ценностей и разжигаются межэтнические и межрелигиозные розни, противоречия.
Мы, безусловно, должны будем противостоять этим разрушительным тенденциям, и здесь ключевая роль принадлежит общественному и духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами Казахстана, что у них – людей разных этносов – общая страна.
Подготовила Ирина ТУЛИНОВА