Ученый, учитель, наставник

Портрет папы IMG 6093
В этом году исполнилось бы 90 лет замечательному человеку и ученому МАЛИК-АЙДАРУ ХАНТЕМИРОВИЧУ АСЫЛБЕКОВУ. Мне посчастливилось быть его соискательницей, работать с ним бок о бок в Институте истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова с 1974 по 1999 годы.
Свою трудовую деятельность М.-А. Х. Асылбеков начал как учитель 7-летней школы в Кызылкумском районе Южно-Казахстанской области. После окончания в 1948 году Чимкентского учительского института им. Крупской работал учителем средней школы им. Ленина Кызыл-Кумского района ЮКО.  В 1954 году после окончания исторического факультета КазГУ им. Кирова работал директором средней школы им. Ленина, затем заведующим Кызыл-Кумского районного отдела народного образования ЮКО. С 1958 года до кончины работал в Институте истории и этнологии им. Валиханова НАН РК.
В 1963 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: «Формирование кадров рабочих на железных дорогах Казахстана в конце XIX – начале XX вв.». В 1963–1968 гг. работал ученым секретарем Отделения общественных наук Академии наук Казахской ССР, являлся членом-корреспондентом НАН РК с 1983 года.
В 1974 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме: «Формирование и развитие кадров железнодорожников Казахстана (1917–1970 гг.)». Научные изыскания М.-А. Асылбекова посвящены актуальным проблемам социально-экономического, политического и демографического развития Казахстана в XIX–начале XX вв. Он являлся автором около 200 научных и научно-популярных работ: около 15 монографий, 10 обобщающих коллективных работ и брошюр. Соавтор пятитомной «Истории Казахской ССР», трехтомной «Истории Казахстана», очерка «Истории Казахстана» (1993 г.), ответственный редактор и один из авторов двухтомного труда «История рабочего класса Советского Казахстана» (1987–1988 гг.) и ряда других работ в различных изданиях.
В его научных трудах по-новому разработаны хронологические рамки индустриализации Казахстана, ее трудности, особенности и последствия. Он  изучил основные этапы формирования рабочего класса, в особенности национальных кадров, вскрыл причины слабого представительства казахов в индустриальных отраслях труда и составе населения городов и крупных промышленных центров. За период своей научной работы подготовил более 10 докторов, 30 кандидатов наук и докторов PhD, а также множество соискателей и продолжателей его научного пути и творческих изысканий. 
В историко-демографических исследованиях ученого проанализированы основные изменения в составе и численности населения Казахстана в XIX–XX вв., причины и последствия демографических катастроф, влияние миграционных процессов на национальную и социальную структуру населения, а также превращение казахов в меньшинство на своей территории и т. д. Его труды также содержат практические рекомендации по улучшению современной демографической ситуации и совершенствованию миграционной политики в республике.
Малик-Айдар Хантемирович был не только замечательный ученый в своей сфере, он также являлся высокопрофессиональным преподавателем. Его многолетняя преподавательская деятельность связана с ведущими вузами республики: Институтом народного хозяйства им. Т. Рыскулова и АГУ. 
Большой опыт в преподавательском деле выявил педагогический талант М. Асылбекова. Его лекции и семинары всегда вызывали неподдельный интерес слушателей, будь то студенты или магистранты. Глубоко порядочный, честный, требовательный к себе и окружающим, снискавший уважение коллег и студентов, Малик-Айдар Хантемирович был блестяще эрудирован, неизменно доброжелателен, деликатен и всегда готов помочь советом и делом. Он относится к числу тех интеллигентов, общение  которыми не только радует, но и, несомненно, обогащает окружающих его людей, учит скрупулёзности в научной работе, дает возможность самостоятельно добиваться поставленных целей и задач, стимулирует к дальнейшей научной деятельности и творческой активности.
Говоря о педагогическом таланте Малик-Айдара Хантемировича, хочется отметить специфику профессии учителя-педагога, ученого. Он всегда находился в общении с детьми, подростками, студентами, у которых есть свои права, свое миропонимание, своя убежденность и свои индивидуальные особенности. Чем ярче личность молодого человека, тем выше должно быть профессиональное мастерство учителя-педагога и тем более совершенным его влияние на формирование личности молодого поколения.
Учитель должен будить мысль, поддерживать ее в состоянии бодрствования. Один из замечательных педагогов В. О. Ключевский говорил: «Преподавателям слово дано не для того, чтобы  усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». Другой педагог  Макаренко сказал: «Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом».
Он отмечал, что стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками.
По мнению Малика Хантемировича, учитель должен разнообразить интонацию речи. Допустим, начать медленно тему, перейти к более быстрому темпу речи при быстрой смене мыслей. Определения должны быть краткими и точными, фразы – просты и красивы. Всеми этими качествами в совершенстве владел и наш искомый педагог, Малик-Айдар Асылбеков.
Молодежь составляет значительную часть в нашем обществе и играет определенную роль в решении социальных, экономических, политических и нравственных задач. Молодежь острее чувствует меняющееся общественное настроение и  лучше расположена к политическим новациям. Получая образование, студенты «примеряют» на себя различные социальные роли, усваивают различные нормативные элементы культуры, а также у них формируется представление о будущей карьере, выборе деятельности, социальном успехе, что, в конечном итоге, влияет на формирование личности студента.
Студенчество – это определенная часть молодежи, имеющая общие со всей молодежью черты, специфические особенности. Студент (от лат. studens, род.пад.  studentis – усердно работающий, занимающийся) – это учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. Студенты пополняют квалифицированные кадры. Это наша будущая интеллигенция, составляет важную социальную группу. Поэтому в задачу педагога входит, прежде всего, воспитание из студента профессионально подготовленного специалиста, культурного человека, имеющего широкие духовные интересы. Педагогический талант Малик-Айдара Хантемировича и состоял в том, что он четко понимал специфику человеческих отношений, прививал гуманистические ценности, провозглашенные в Конституции РК, что должно соответствовать современному образованию.
Малик-Айдар Хантемирович был прекрасным семьянином. Его первая жена Мира апай была его верным соратником, подругой, лучшей матерью, всегда достойно принимала гостей, которых часто приводил домой с собой ее супруг. Отношения Миры апай и Малика Хайдаровича можно приводить как пример образцовой семьи будущим молодым супругам. Вместе с ней учёный воспитал двух сыновей и дочь Жамилю, которая в своей научной деятельности пошла по стопам отца, стала ученым-историком и продолжателем дел своих родителей. Жамиля, достойная дочь достойных родителей, многое сделала для увековечения памяти отца и матери. Малик Хантемирович был старшим в семье сыном.  Наверно, поэтому он относился к своим младшим братьям как отец, советник и  глава рода. По-моему, эти черты он передал своей дочери, Жамиле. Он был очень добрым дедушкой для своих многочисленных внуков и внучек.
Малик-Айдар Хантемирович Асылбеков, несомненно, вошел в историю Казахстана как один из видных ученых, основатель школы истории рабочего класса и демографических изменений в Казахстане в советское время. Его профессионализм и порядочность снискали к нему уважение не только в кругу людей науки, но и среди широкой общественности Республики,  а также в дальнем и ближнем зарубежье (США, Турция, Российская Федерация, Украина, страны Центральной Азии и Кавказа).
Отмечая 90-летие видного ученого нашей Республики, хотелось бы предложить новому руководству Республики Казахстан как-то отметить это событие, чтобы и за рубежом стало известно, что наука Казахстана не стоит на одном месте. У казахстанской науки есть и будут достижения и научные изыскания в XXI веке. Просто необходимо больше внимания и бюджетных средств выделять на развитие науки и образования, как это делается в высокоразвитых странах мира: Японии, Германии, Франции, США, КНР и нашего ближайшего соседа, Российской Федерации. Малик-Айдар Хантемирович Асылбеков родился в свое время и оставил неизгладимый след в истории советского и независимого Казахстана. Пока живы его труды по истории становления советского и независимого Казахстана, казахская общественность всегда будет помнить его, и чтить память о нем. А мы, его ученики, будем и дальше продолжать начатое им дело по созданию однородного казахстанского общества. Мы будем прививать молодежи патриотические чувства к своей казахской земле, казахском языку, национальной культуре и культуре всего многонационального общества современного Казахстана, который занял достойное место в мировом сообществе.
ШАЙМЕРДЕНОВА К.Г. доцент, профессор кафедры философии и социально-политических дисциплин Академии пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан, кандидат исторических наук